Аннотация к рабочей программе психолого – педагогического сопровождения воспитанников в ходе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на 2020 - 2024 гг.
Охрана и укрепление психического здоровья детей является
одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается
как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
Деятельность
современного педагога – психолога ДОУ
направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей
развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению
тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в
последующие возрастные периоды.
Объектом профессиональной деятельности
педагога – психолога в ДОУ выступают феномены внутренней жизни ребенка в
возрасте до 7 лет. А предмет его
деятельности можно определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление
которого происходит в ДОУ в соответствующих дошкольному возрасту видах
деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии
сказки и др.).
Развитие
ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством
включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий
контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности.
Взрослый выступает как носитель мотивационно – смысловых образований, передавая
их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских
видов деятельности.
Своеобразие
дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей
психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций,
смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений.
Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им
образовательных областей.
Образовательные
области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного
и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на
фоне эмоционального и морально – нравственного благополучия детей,
положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого
«фона» и направлена деятельность педагога – психолога ДОУ.
Моменты,
ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его
индивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересам и
склонностям. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с
ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в
сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор»
мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и
приобретающих прогностический характер.