Проектная деятельность
09.09.2022
Проект в детских садах — это спланированная по времени и содержанию образовательная деятельность сообщества детей и взрослых в образовательных целях, в центре которой находится работа над межпредметной, из жизненной реальности, интересной для детей темой, включенной в образовательный контекст. Тема
проекта исследуется и изучается совместно, в сотрудничестве; при этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение, их обсуждают сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени.
Проектная деятельность — это не метод, а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах, привлечение всех заинтересованных детей, родителей и общественности, использование педагогической инклюзии, визуализацию и объяснение образовательного процесса во время проекта с помощью документации. Этот подход характеризуется разнообразием методов, дополнительных признаков и принципов. Проектная деятельность, будучи ориентированной на предметную специфику, объединяет все возможные образовательные сферы, развивает и расширяет базовые компетентности детей.
В проектной работе на переднем плане стоит не результат, а процесс, ведущий к этому результату.
Проект проходит в несколько этапов:
1) поиск и выбор темы проекта и осознание ее (начальный этап и ознакомление);
2) планирование и реализация проекта, рефлексия образовательных процессов
(этап подготовки и реализации);
3) завершение проекта и рефлексия (этап предъявления и оценки);
4) продолжение проекта (при необходимости).
Проектная работа является для детей интересной и богатой переживаниями в том случае, если они сами могут влиять на ход проекта. Поэтому проекты планируются не педагогом для детей, а совместно с детьми.
Учение в проектах — это исследовательское и открывающее учение. При этом результат не известен заранее, ответы заранее не ясны. Напротив, дети и взрослые занимаются совместным процессом исследования, изучения и изыскания. Проекты, несмотря на необходимое планирование и подготовку, являются развивающими структурами, открытыми для спонтанных идей детей, новых размышлений педагогов или импульсов родителей и других лиц.
Проекты не ограничены только помещениями детского сада, а, напротив, отлично подходят для того, чтобы преодолеть ограничения детского сада.
Признаки и принципы проектной деятельности
Повседневная жизнь |
Проекты
— это регулярная деятельность, связанная с повседневной жизнью, а не особенное
мероприятие. Темой становятся текущие события, и проекты вносят разнообразие |
Выбор |
Каждый
проект предполагает наличие темы, которая заинтересует многих детей и будет
подходящей для всестороннего обсуждения. Имеется возможность одновременно
и/или с небольшим временным промежутком с детьми проводить проекты по многим
различным темам. Проектная деятельность дает возможность на практике узнать
интересы |
Ориентация на ребенка |
Идеи
для новых проектов и тем могут высказать и дети и взрослые, но чаще всего темы
находят сами дети. Момент окончания проекта тоже определяют именно дети. |
Добровольное |
|
Долгосрочность |
Проектная
деятельность предполагает, что проектная группа детей всесторонне и достаточно
долго разрабатывает одну тему. Каждый проект при этом ограничивается по
времени, |
Открытость |
Открытость — это главный признак проекта, который распространяется на проектную группу детей, целеполагание, применяемые методы, достижение цели и продолжительность проекта. |
Планирование, |
Для
проекта необходимы поэтапное планирование и тщательная корректировка в том,
что касается постановки и следования целям, организации дня,
развивающей предметно-пространственной среды и применения методов.
Деятельность и ее анализ сменяют друг друга. |
Инклюзия |
Проектная
деятельность — это метод инклюзии, так как он направлен на всех заинтересованных
детей, учитывает все их особенности и призван обеспечить интегративное образование
на основе участия, сотрудничества и индивидуальный подход при распределении |
Ориентация |
Проектная деятельность на основе участия и сотрудничества является непрерывным диалогом |
Участие каждого |
Проекты планируются и реализуются совместно с детьми. На всех этапах, от начала до конца, дети являются активными участниками процесса. Начало работы и детальное планирование предполагают работу в команде. Цели проекта формулируются всеми участниками проекта и утверждаются голосованием. |
Рабочие
группы представляют собой образовательное сообщество детей и взрослых, обучение
в котором происходит на основе сотрудничества, коммуникации, компромиссов
и взаимопонимания: |
|
Наблюдение и документация |
Наблюдение
и документация красной нитью проходят через все этапы проекта. Наблюдение —
это предпосылка для того, чтобы дети воспринимали тему, это составляющая
диалога |
Ориентация |
Проекты
сочетаются с интересами и окружающим миром как детей, так и педагогов. |
Ориентация на процесс |
Самое важное — это процесс, а не результат или продукт. В ход процесса в любой момент могут быть внесены любые изменения и дополнения. Если группой исследуется тема, то потребуется ее как можно шире раскрыть, а не быстро свернуть. |
Ориентация на деятельность |
В центре внимания проектной деятельности находятся самостоятельность, самоорганизация и ответственность детей за себя и свои действия. Каждый ребенок приносит в проект свои компетентности и опыт, может сам все попробовать и терпеливо идти к цели. Взрослые являются модераторами, партнерами по диалогу, генераторами идей и учатся вместе с детьми. |
Ориентация на систему ценностей |
Предпочтителен демократический стиль поведения и дискуссия, все идеи имеют право на существование, а проблемы решаются с учетом социальной и экологической ответственности. |
Комплексный подход |
Проектная деятельность обращается ко всем органам чувств, ко всем способам выражения и позволяет ощутить мир во всем многообразии, связывая, таким образом, все образовательные сферы. Она развивает и расширяет все базовые компетентности ребенка, а также его самостоятельность и самосознание. |
Обучение с удовольствием |
Проектная
деятельность, ориентированная на этот принцип, создает благожелательную
атмосферу для образовательных процессов, дарит педагогам чувство радости от
работы и в конечном итоге усиливает связь детей, родителей и
педагогических работников с образовательной организацией. Положительный опыт
при участии в проекте настраивает |
Уникальность |
Проекты нельзя повторить, они являются результатом индивидуальной работы и ориентированы на идеи, потребности участников и на местные условия. Есть много возможностей для работы над какой-либо темой, а проектная деятельность — это очень творческий процесс. Что имеет право на существование, так это серия проектов, у которых есть общая идея, и работа над ними может иметь свои особенности. |
Задачи педагогов в проектной деятельности
Во-первых, изучить жизненные ситуации детей.
Для этого с помощью систематических и целенаправленных наблюдений выявлять интересы и потребности детей, вопросы и проблемы, актуальные для них жизненные
темы.
Наблюдать за общественным и культурным развитием и определять то, что имеет значение для врастания детей в общество и для расширения их понимания мира.
Принимать участие в решении того, какая тема должна прорабатываться в рамках проекта с учетом необходимости расширения знаний детей и развития их самоопределяемых, социально ответственных и компетентных действий.
Во-вторых, определять и достигать конкретных целей педагогических действий.
Дифференцировать цели в соответствии с ближайшими задачами развития у более младших и более старших детей или у детей с особыми потребностями.В-третьих, обдумывать и планировать осуществление проекта совместно с детьми.
Для этого проводить сбор материала по теме, то есть фиксировать все идеи, аспекты, взаимосвязи, вопросы и ассоциации, которые возникают по этому поводу у них
или у других лиц, — без ограничения.
Анализировать с детьми, родителями, коллегами то, как им представляется ситуация с их точки зрения и какой опыт они могли бы привнести.
Планировать и поддерживать разнообразную деятельность и занятия для отдельных детей, для малых и больших групп вплоть до всего Детского сада.
Быть доступными детям в качестве собеседников и поддерживать детей в реализации их намерений.
В-четвертых, оценивать опыт совместно со всеми участниками.
Для этого анализировать, насколько активно дети принимали участие и в чем они сами видят для себя успех.
Наблюдать за тем, чтобы анализ и контроль в первую очередь способствовали самостоятельной деятельности детей и поискам ответов на вопросы о том, какие цели
были достигнуты и правильно ли была выбрана тема.
Вести документацию по всему ходу проекта и привлекать к этому детей, чтобы процесс стал узнаваемым и понятным для детей и родителей.