Проектная деятельность

09.09.2022

Проект в детских садах — это спланированная по времени и содержанию образовательная деятельность сообщества детей и взрослых в образовательных целях, в центре которой находится работа над межпредметной, из жизненной реальности, интересной для детей темой, включенной в образовательный контекст. Тема

проекта исследуется и изучается совместно, в сотрудничестве; при этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение, их обсуждают сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени.

Проектная деятельность — это не метод, а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах, привлечение всех заинтересованных детей, родителей и общественности, использование педагогической инклюзии, визуализацию и объяснение образовательного процесса во время проекта с помощью документации. Этот подход характеризуется разнообразием методов, дополнительных признаков и принципов. Проектная деятельность, будучи ориентированной на предметную специфику, объединяет все возможные образовательные сферы, развивает и расширяет базовые компетентности детей.

В проектной работе на переднем плане стоит не результат, а процесс, ведущий к этому результату.

Проект проходит в несколько этапов:

1) поиск и выбор темы проекта и осознание ее (начальный этап и ознакомление);

2) планирование и реализация проекта, рефлексия образовательных процессов

(этап подготовки и реализации);

3) завершение проекта и рефлексия (этап предъявления и оценки);

4) продолжение проекта (при необходимости).

Проектная работа является для детей интересной и богатой переживаниями в том случае, если они сами могут влиять на ход проекта. Поэтому проекты планируются не педагогом для детей, а совместно с детьми.

Учение в проектах — это исследовательское и открывающее учение. При этом результат не известен заранее, ответы заранее не ясны. Напротив, дети и взрослые занимаются совместным процессом исследования, изучения и изыскания. Проекты, несмотря на необходимое планирование и подготовку, являются развивающими структурами, открытыми для спонтанных идей детей, новых размышлений педагогов или импульсов родителей и других лиц.

Проекты не ограничены только помещениями детского сада, а, напротив, отлично подходят для того, чтобы преодолеть ограничения детского сада.

Признаки и принципы проектной деятельности

Повседневная жизнь

Проекты — это регулярная деятельность, связанная с повседневной жизнью, а не особенное мероприятие. Темой становятся текущие события, и проекты вносят разнообразие
в нашу жизнь. Проектная деятельность является неотъемлемой составляющей нашей жизни.

Выбор
тематики

Каждый проект предполагает наличие темы, которая заинтересует многих детей и будет подходящей для всестороннего обсуждения. Имеется возможность одновременно и/или с небольшим временным промежутком с детьми проводить проекты по многим различным темам. Проектная деятельность дает возможность на практике узнать интересы
детей и продумать темы на будущее.

Ориентация на ребенка

Идеи для новых проектов и тем могут высказать и дети и взрослые, но чаще всего темы находят сами дети. Момент окончания проекта тоже определяют именно дети.
Проектная деятельность — это работа в мини-группах, так как каждому ребенку нужно дать возможность высказаться и поучаствовать, то есть участие каждого и сотрудничество
играют важную роль.

Добровольное
участие


Участие в проектах является для ребенка добровольным; присоединение к работе в проекте, выход из него и возвращение в проект возможны в любое время. Хорошая проектная деятельность предполагает интерес, мотивацию
и заинтересованность участвующих в проекте детей и взрослых.

Долгосрочность

Проектная деятельность предполагает, что проектная группа детей всесторонне и достаточно долго разрабатывает одну тему. Каждый проект при этом ограничивается по времени,
у него есть начало и конец.

Открытость

Открытость — это главный признак проекта, который распространяется на проектную группу детей, целеполагание, применяемые методы, достижение цели и продолжительность проекта.

Планирование,
деятельность
и анализ

Для проекта необходимы поэтапное планирование и тщательная корректировка в том, что касается постановки и следования целям, организации дня, развивающей предметно-пространственной среды и применения методов. Деятельность и ее анализ сменяют друг друга.
Цели проекта открыты, и в процессе работы их нужно обсуждать и при необходимости корректировать. Каждый проект документируется, и по окончании представляются результаты.

Инклюзия

Проектная деятельность — это метод инклюзии, так как он направлен на всех заинтересованных детей, учитывает все их особенности и призван обеспечить интегративное образование на основе участия, сотрудничества и индивидуальный подход при распределении
обязанностей.

Ориентация
на диалог

Проектная деятельность на основе участия и сотрудничества является непрерывным диалогом

Участие каждого

Проекты планируются и реализуются совместно с детьми. На всех этапах, от начала до конца, дети являются активными участниками процесса. Начало работы и детальное планирование предполагают работу в команде. Цели проекта формулируются всеми участниками проекта и утверждаются голосованием.

СотрудничествоХочу такой сайт

Рабочие группы представляют собой образовательное сообщество детей и взрослых, обучение в котором происходит на основе сотрудничества, коммуникации, компромиссов и взаимопонимания:
• разрабатываются, предлагаются, проверяются и переосмысливаются мнения, гипотезы;
• совместно объясняется понятие — участники обмениваются мнениями и вместе обсуждают это понятие;
• участники рабочей группы вместе находят решения проблем, оформляют их и объясняют.

Наблюдение и документация

Наблюдение и документация красной нитью проходят через все этапы проекта. Наблюдение — это предпосылка для того, чтобы дети воспринимали тему, это составляющая диалога
в проекте. Все записи по теме проекта являются для всех участников основой для коммуникации, рефлексии и взаимопонимания.

Ориентация
на ситуацию,
окружающий
мир и проектную
группу

Проекты сочетаются с интересами и окружающим миром как детей, так и педагогов.
Выбранные темы должны быть ситуативными и аутентичными, то есть быть жизненными и связанными с научными представлениями и, таким образом, социально значимыми.
В проектную деятельность активно вовлекается окружение (семья, общественность, специалисты), и так укрепляются связи между ними и дошкольной организацией.

Ориентация на процесс

Самое важное — это процесс, а не результат или продукт. В ход процесса в любой момент могут быть внесены любые изменения и дополнения. Если группой исследуется тема, то потребуется ее как можно шире раскрыть, а не быстро свернуть.

Ориентация на деятельность

В центре внимания проектной деятельности находятся самостоятельность, самоорганизация и ответственность детей за себя и свои действия. Каждый ребенок приносит в проект свои компетентности и опыт, может сам все попробовать и терпеливо идти к цели. Взрослые являются модераторами, партнерами по диалогу, генераторами идей и учатся вместе с детьми.

Ориентация на систему ценностей

Предпочтителен демократический стиль поведения и дискуссия, все идеи имеют право на существование, а проблемы решаются с учетом социальной и экологической ответственности.

Комплексный подход

Проектная деятельность обращается ко всем органам чувств, ко всем способам выражения и позволяет ощутить мир во всем многообразии, связывая, таким образом, все образовательные сферы. Она развивает и расширяет все базовые компетентности ребенка, а также его самостоятельность и самосознание.

Обучение с удовольствием

Проектная деятельность, ориентированная на этот принцип, создает благожелательную атмосферу для образовательных процессов, дарит педагогам чувство радости от работы и в конечном итоге усиливает связь детей, родителей и педагогических работников с образовательной организацией. Положительный опыт при участии в проекте настраивает
на желание участвовать в следующем.

Уникальность

Проекты нельзя повторить, они являются результатом индивидуальной работы и ориентированы на идеи, потребности участников и на местные условия. Есть много возможностей для работы над какой-либо темой, а проектная деятельность — это очень творческий процесс. Что имеет право на существование, так это серия проектов, у которых есть общая идея, и работа над ними может иметь свои особенности.

Задачи педагогов в проектной деятельности

Во-первых, изучить жизненные ситуации детей.

Для этого с помощью систематических и целенаправленных наблюдений выявлять интересы и потребности детей, вопросы и проблемы, актуальные для них жизненные

темы.

Наблюдать за общественным и культурным развитием и определять то, что имеет значение для врастания детей в общество и для расширения их понимания мира.

Принимать участие в решении того, какая тема должна прорабатываться в рамках проекта с учетом необходимости расширения знаний детей и развития их самоопределяемых, социально ответственных и компетентных действий.

Во-вторых, определять и достигать конкретных целей педагогических действий.

Дифференцировать цели в соответствии с ближайшими задачами развития у более младших и более старших детей или у детей с особыми потребностями.

В-третьих, обдумывать и планировать осуществление проекта совместно с детьми.

Для этого проводить сбор материала по теме, то есть фиксировать все идеи, аспекты, взаимосвязи, вопросы и ассоциации, которые возникают по этому поводу у них

или у других лиц, — без ограничения.

Анализировать с детьми, родителями, коллегами то, как им представляется ситуация с их точки зрения и какой опыт они могли бы привнести.

Планировать и поддерживать разнообразную деятельность и занятия для отдельных детей, для малых и больших групп вплоть до всего Детского сада.

Быть доступными детям в качестве собеседников и поддерживать детей в реализации их намерений.

В-четвертых, оценивать опыт совместно со всеми участниками.

Для этого анализировать, насколько активно дети принимали участие и в чем они сами видят для себя успех.

Наблюдать за тем, чтобы анализ и контроль в первую очередь способствовали самостоятельной деятельности детей и поискам ответов на вопросы о том, какие цели

были достигнуты и правильно ли была выбрана тема.

Вести документацию по всему ходу проекта и привлекать к этому детей, чтобы процесс стал узнаваемым и понятным для детей и родителей.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».