Развитие фонематического слуха у дошкольников 4-5 лет
26.10.2025
Что
такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
Как
развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?
С
помощью каких упражнений родители могут
самостоятельно развивать фонематическое восприятие своего малыша?
Фонематическое восприятие – это
различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для
понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем
получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И
вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в
мыши на машине.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения
звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью
выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» -
«ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного
освоения письма и чтения.
На
четвертом году жизни
фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным.
Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном
произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На
пятом году
формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество
звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно
освоить чтение и письмо.
Игры на развитие фонематического слуха
Первый уровень – узнавание неречевых звуков.
(различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития
фонематического слуха).
ü Игра
«угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты,
звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть
глаза и отгадать – что это звучало?
ü Игра
«Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу,
пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого
мешочка, что у него внутри.
ü Игра
«Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по
разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену,
миску…
ü Игра
«Жмурки».
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика,
бубна, свистка.
ü Игра
«Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например -
два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш
повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй
уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
ü Игра
«Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос
самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.
ü Игра
«Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит
взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя
высоту голоса.
Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.
ü Игра
«Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами
(ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает
соответствующую картинку.
ü Игра
«Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет,
заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача
ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый уровень – различение слогов.
ü Игра
«Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные
слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком
произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более
сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов
в слове.
ü Игра
«Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па»,
«фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый уровень – различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик
говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
ü Игра
«Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в
ладоши, когда слышит заданную фонему.
Шестой уровень – освоение навыков
анализа и синтеза.
ü Игра
«Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух
определяет и называет их количество.
ü Игра
«Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен
хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный
вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
ü Игра
«Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно
отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).
Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха вы
облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в
дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и
продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей
и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется,
то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.
Учитель-логопед Башта А.М.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.10.2025
Дата обновления: 26.10.2025
Дата публикации: 26.10.2025