Особенности речевого развития детей раннего возраста

25.10.2024


 

Малыши к 2 годам постепенно переходят от детского лепета к фразовой речи.

Считается, что в 2 года малыш может:

·       рассказать о своих эмоциях;

·       выразить чувства;

·       сообщить взрослым, что ему хочется;

·       наладить контакт со сверстниками.

Если всё в порядке, то к 2,5 годам запас слов насчитывает около 1000.

Но не все их ребенок может произносить. Родители должны понимать, что словарный запас ребенка делится на активный и пассивный. Первый – это фразы, которые малыш использует в два или три года: 20–30 слов, которые он может произносить. Всё остальное – пассивный словарный запас: ребенок понимает, что ему говорят, но повторить у него это не получается.

60% − существительные, 25% − глаголы. На прилагательные приходится около 10%. Остальное – местоимения, наречия.

Активно появляются в лексиконе обобщающие слова. Малыш может путать схожие вещи. Например, овощи с фруктами. Исчезают из речи фразы «би-би», «ням-ням» и так далее. Ребенок начинает придумывать слова самостоятельно. Родители считают, что мальчик или девочка непонятно зачем их коверкает. Но это нормально.

Грамматические особенности речи

Основу общения у ребенка, которому исполнилось 2 года, составляют простые предложения. Они могут быть повествовательными или восклицательными. Вопросительных почти нет.

У детей 3 лет всё в порядке с родами и числами. Наиболее распространены ошибки с падежными окончаниями: «Я играть в машинки».

Звукопроизношение

Особенность речевого аппарата у ребенка в 3 года заключается в том, что губы, язык, нижняя челюсть окрепли. Они работают слаженно. Малышу проще произносить слова и предложения.

Но без проблем не обходится. Ребенку по-прежнему тяжело выговаривать некоторые звуки:

  • шипящие заменяются свистящими: «каша» − «кася», «шляпа» − «сляпа» и так далее;
  • твердые звуки произносятся как мягкие: «сам» − «сям», «киса» − «кися»;
  • согласные выпадают при их сочетании: «стой» − «той», «ложка» − «лока».

Есть еще одна особенность, связанная со звукопроизношением: ребенок укорачивает длинные слова, меняет слоги в них местами, «теряет» буквы.

Разница между детьми одного возраста может быть очень большой. Первый ребенок говорит чисто и целыми предложениями, другой – упрощает свою речь. И обоих нужно считать развитыми. Реальное состояние малыша может описать специалист после консультации.

Специалисты делят всех ребят на два типа:

1.     «Говоруны».

2.    «Молчуны».

Первые – легко осваиваются в незнакомой обстановке, проявляют любознательность, запоминают названия предметов, задают много вопросов. Это активные дети, которые быстро начинают говорить.Хочу такой сайт

Вторые – «обстоятельные созерцатели». Они долго привыкают к незнакомой обстановке, не стараются заговорить пораньше.

Девочки обычно рано начинают говорить. Это связано с физиологическими особенностями развития людей разных полов. У девочек мозг созревает раньше, поэтому и речь формируется быстрее. У мальчиков всё происходит медленнее.

Еще одно наблюдение: развитие речи у неговорящих детей в 3 года происходит быстрее, если они начинают проявлять активность. Подвижные игры способствуют запуску навыка и его постоянному совершенствованию.

 

Признаки задержки развития

Часть малышей, которым уже исполнилось 2 - 3 года, не могут использовать речь для коммуникации. Причины − в задержке речевого развития (ЗРР). Если есть проблема, то ребенок:

  • мыслит, но не может сформулировать, что он думает;
  • затрудняется ответить на вопросы взрослого человека;
  • наполняет активный и пассивный словари очень медленно;
  • строит долго даже простую фразу и произносит её с ошибками;
  • не может повторить несложное предложение за взрослым;
  • очень часто перестанавливает слоги, «теряет» звуки;
  • сильно напрягает мышцы лица, когда пытается произнести некоторые звуки;
  • не понимает смысла прочитанной ему сказки;
  • испытывает проблемы с мелкой моторикой, не может собирать матрешек, кубики, пазлы.

Во-первых, следует понаблюдать за тем, как он играет, взаимодействует со сверстниками, общается.

Во-вторых, нужно оценить словарный запас ребенка – как активный, так и пассивный. Далее следует понять, насколько быстро говорит малыш. Если он торопится – это не очень хорошо, предпосылка для заикания.

Проще предотвратить проблему, чем потом с ней бороться. Поэтому родители должны знать, что нужно делать для своевременного развития речи ребенка и предотвращения ЗРР. 

Как правильно совершенствовать речь в этом возрасте:

1.     Обязательно смотрите на ребенка, когда контактируете с ним.

2.       Занимайтесь перед зеркалом. В этом случае мальчик или девочка видят, как двигаются мышцы лица, рождаются звуки.

3.     Постоянно повторяйте слова, чтобы малыш их скорее запомнил.

4.     Произносите фразы четко и медленно.

5.       Поощряйте каждую попытку ребенка говорить, даже если у него что-то не получается. Сначала похвала, затем «работа над ошибками», т.е. малыш должен осознать, что развитие речи – это полезная вещь, за которую ему говорят добрые слова.

6.       Тратьте на обучение навыку говорить по 10 минут каждый день, не переусердствуйте, иначе ребенок замкнется.

7.       Больше читайте. Это помогает сформировать у малыша хороший словарный запас.

8.       Учите с малышом коротенькие стихотворения, потешки, песенки. Чтобы появилась хорошая речь, нужно регулярно заниматься ею. И начинать стоит очень рано.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.11.2024

Дата обновления: 18.11.2024

Дата публикации: 25.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».