Краткая характеристика видов речи

20.09.2023

В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.

Внешняя - основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной (в зависимости от формы речевой деятельности развернутостью и насыщенностью.

Внутренняя - основное средство мышления («испарение» речи в мысль). Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки (анализ, синтез, осмысление) информации. Характеризуется фрагментарностью, отрывочностью и ситуативностью (в этом она близка к диалогической).

Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.

Диалогическая - это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая. Диалог - это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются. Это речь поддерживаемая, в процессе которой собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы,  подать реплики, помочь закончить мысль или переориентировать ее. Участник диалога  может выразить свою мысль, высказать  отношение к предмету речи (к теме разговора) и быть понятым другими  участниками диалога. Существенным моментом в развитии диалога является то, что он ведется при активном эмоционально-экспрессивном контакте собеседников в условиях их взаимного восприятия. Диалогическая речь свернута во времени, многое в ней лишь подразумевается благодаря знанию ситуации собеседниками. Для посторонних диалог обычно бывает малопонятным.

Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Но эта форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что даже хорошо говорящим детям порой бывает трудно поддерживать разговор в форме диалога не только с другими детьми, но и со взрослыми. На это надо обратить самое пристальное внимание, так как если способность к диалогу, беседе не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной. Не освоив диалогическую речь,  малыш не сможет достаточно хорошо овладеть и монологической речью, к которой в период школьного обучения предъявляются очень высокие требования.

Монологическая - это относительно развернутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника (таковой может и вообще отсутствовать). Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией, он  непрерывен  и относительно насыщен использованием экспрессивно-мимических и жестовых средств, подчеркивающих выразительность речевой информации. Выразительная сторона монолога^ в свою очередь, проявляет ряд требований к темпу и звучанию речи - произношение должно быть ясным, отчетливым и внятным, а темп плавным, но не монотонным. Содержание монолога отвечает требованиям последовательности, доказательности и лаконичности, изложения, грамматически правильному построению предложений.

Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге. Поэтому обучение дошкольников монологу должно иметь под собой твердую почву. Самое главное условие в таком обучении - способствовать развитию желания ребенка говорить, а для этого он не должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственных ошибок. Не опережайте мысль ребенка, дайте ему возможность высказаться. Помните, что ребенок имеет право на ошибку, ведь он впервые осваивает деятельность. Он должен самостоятельно убедиться в том, что ошибка - это еще один шаг на пути познания, шаг вверх, а не в пропасть. Ни в коем случае нельзя критиковать речь ребенка, делать замечания по ходу высказывания, грубым вторжением исправлять неверно сказанные слова и фразы. Постоянные поправки речи остаются либо совсем незамеченными, либо надоедают ребенку - он может стать скупым на слова или совсем замкнуться, предпочитая промолчать, лишь бы не ошибиться. Лучший способ помочь ребенку - повторить фразу, слово, звук правильно (делать это надо после того, как ребенок закончил говорить, а сам повтор осуществить в форме подведения итога всего сказанного им), чаще хвалить и особенно за реальные достижения.

Эгоцентрическая речь - это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка. Она представляет собой вокализированную, звучащую речь, то есть речь внешнюю по способам проявления, но в то же время внутреннюю по функциям и структуре. Это - мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросно-ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. Функция эгоцентрической речи родственна функции внутренней речи - это самостоятельная мелодия, служащая целям умственной ориентировки, осознания, преодоления затруднений и препятствий, это речь, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка. Это «речь для себя», в отличие от социализированной речи «для других», когда ребенок действительно разговаривает с партнером.

В психологическом развитии ребенка эгоцентрическая речь - явление временное, но необходимое, так как именно оно является важнейшей предпосылкой становления планирующей функции мышления. Подобная речь сопровождает любую деятельность ребенка, особенно, если последняя вызывает у него некоторые затруднения. Постепенно эгоцентрическая речь начинает не только сопровождать действия малыша, но и опережать, планировать их. Далее она переходит во внутренний план, сменяется внутренней речью: ребенок уже не проговаривает то,  что он собирается делать, а просто продумывает это. В этом случае эгоцентрическая речь становиться внутренней речью ребенка, то есть частью его мыслительных процессов. Поэтому, если вы обнаружили, что малыш действует хаотично, не намечая никакой последовательности выполнения своих действий, то можно помочь ему - временно вернуть его на стадию эгоцентрической речи. Попросите его рассказать о том,  что он собирается делать сначала вслух, затем про себя, а потом уже выполнить определенные действия. Такое предварительное планирование поможет ребенку более успешно справляться с любой деятельностью и будет способствовать его умственному развитию в целом.Хочу такой сайт

Несмотря на свое раннее появление (в возрасте 2-3 лет), эгоцентрическая речь не исчезает полностью и навсегда. Становясь внутренней, она довольно часто встречается у взрослых, особенно в такие периоды, когда человек сталкивается с особо трудной задачей, ситуацией. Вот тут-то «бормотание», обсуждение вслух с самим собой и помогает более полноценно осмыслить проблему.

Письменная - способ запоминания воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь, но в то же время более произвольна. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником: он не может переспросить нас, и мы не можем по его поведению судить о том, правильно ли он нас понял. Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Следовательно, внимание пишущего распределяется между содержанием и оформлением высказывания, а значит идет поиск наиболее точной формы выражения. При этом, осуществив (частично или полностью) высказывание, мы можем сознательно или бессознательно соотнести его с содержанием, которое предполагали высказать. В случае несоответствия высказывания мы можем отказаться от него и начать сначала. В устной же монологической речи такая операция абсолютно невозможна и практически неосуществима. Такой перебор уже осуществленных вариантов обычно сочетается с использованием внутренней речи: прежде чем сформулировать мысль в письменной форме, ее необходимо «проговорить» во внутреннем плане. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст. Письменная речь требует от человека высокой степени абстрагирования - это абстракция двойного уровня.

1-  й уровень абстрагирования - описываю окружающее, называю словом, отвлекаюсь от своих чувств, эмоций: употребляю слово в речи, отвлеченно (абстрактно) от предмета. При этом со мной остается слово.

2-  й уровень абстрагирования - отвлекаюсь от чувственной природы слова, наделяю его знаком (знак тоже обладает чувственной природой). Записываю.

Именно по причине двойного абстрагирования не только дети, но и многие взрослые с трудом овладевают письменной речью. Ребенку особенно сложно оторваться от чувственной природы звучащего слова, поэтому он пишет, произнося его вслух. С одной стороны, это как бы мешает развитию техники письма. Но с другой стороны, если прервать эту связь, то ребенок не сможет подняться на вторую ступень абстрагирования. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку необходимо обеспечить возможность прочного освоения первого уровня абстракции. Но делать это надо постепенно, не форсируя процесс обучения. Нужно стараться, по возможности, сделать обучение непроизвольным, игровым, не нарушая общего развития ребенка.


Учитель-логопед Башта А.М.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.09.2022

Дата обновления: 16.04.2024

Дата публикации: 20.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».