Функции речи
22.12.2022
Речь
выполняет в жизни человека самые разнообразные функции - общения, передачи
накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Все
функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством
друг друга и функционируют (действуют) одна в другой.
Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались,
необходимы соответствующие условия. Когда ребенок только начинает говорить, он
зачастую с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему
опыт предшествующих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков)
с помощью слова, без наглядной и действенной опоры просто невозможно. Как
регулятор деятельности ребенка речь в этот период функционирует также весьма
ограниченно. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и
большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка
- обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения,
эмоционально-волевой сферы.
В целом же речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:
1. Оно
осуществляется в двух направлениях:
•
социальном - совершенствуется ее
практическое употребление в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
•
семантическом (обозначающем,
знаковом) - речь становиться основой качественного преобразования психических
процессов и превращается в орудие мышления.
2.
Проходит два закономерно сменяющих
друг друга этапа:
•
пассивное владение словом, когда
ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить;
•
активное использование речи.
3.
Смена форм речевой деятельности
протекает следующим образом:
•
ситуативная речь;
•
контекстная, связная;
•
объяснительная.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.09.2022
Дата обновления: 16.04.2024
Дата публикации: 22.12.2022