Речь как средство общения
20.10.2021
Общение
со сверстниками в дошкольном возрасте играет не
менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Оно так же, как и
общение со взрослыми, возникает, в основном, в совместной деятельности и может
осуществляться по-разному. Если сама деятельность носит примитивный характер,
плохо развита, то и общение будет таким же: оно может выражаться в агрессивно
направленных формах поведения (драки, ссоры, конфликты) и почти не
сопровождается речью. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более
необходимым для ребенка становится речевое общение. Развитие ребенка особенно
успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре,
которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками
- это особая сфера жизнедеятельности ребенка, совершенно отличная от общения со
взрослыми.
Первая
отличная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой
эмоциональной насыщенности. В общении дошкольников с детьми наблюдается почти в
десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких
выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, носящего более
сдержанный эмоциональный характер.
Вторая
особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии
жестких норм и правил. Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребенок
придерживается определенных норм высказываний, общепринятых норм высказываний,
общепринятых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети
используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков,
фразы. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как
все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.
Третья
особенность - преобладание инициативных высказываний над ответными. В контактах
с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать
другого. Поэтому, как таковой, беседы между сверстниками практически не
получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая
партнера. Общаясь со взрослыми, дошкольник предпочитает больше слушать, чем
говорить сам.
Четвертое
отличие состоит в том, что общение со сверстниками значительно богаче по своему
назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более
многообразны, чем если бы партнером был взрослый. От взрослого ребенок ждет
либо оценки своих действий, либо новой информации, ведь именно взрослый очень
много знает и при этом знает, что хорошо, а что плохо, как надо и как не надо
делать. То есть в общении со взрослым ребенок постоянно управляем и направляем
им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями
партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы,
организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми,
ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие
отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить своими
словами свои желания, настроения, требования. Общаясь друг с другом,
дошкольники более плотно и активно используют различные речевые средства,
нежели беседуя со взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким
партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно,
играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослыми, малыш
овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако, все
эти усвоенные слова, выражения, правила могут остаться в «пассивном запаснике»
и не использоваться ребенком в повседневной жизни, если в них у ребенка нет
необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными,
необходима жизненная потребность в них. Разговаривая со взрослым, ребенок не
прикладывает специальных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его
всегда, даже в том случае, когда речь малыша не слишком понятна. Достаточно
взглянуть на лицо ребенка, приглядеться к выражению, прислушаться к интонации,
вспомнить, чего он хотел вчера, - и все остальное становиться ясным. Другое
дело - сверстник. Он не будет пытаться угадывать желания и настроения своего
приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать: чего хочешь, чем ты недоволен, что
собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется
общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли,
желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить
ответ, делает речь дошкольников наиболее связной, полной, понятной.
Дошкольники,
не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в
общении со взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Таким
образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми,
так и со сверстниками.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.09.2022
Дата обновления: 19.09.2022
Дата публикации: 20.10.2021