О кризисе 7 лет у детей

21.04.2022

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет. 
Развитие ребенка происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных и спокойных периодов, которые поочередно сменяют друг друга. 
          Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста. 
Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.

Начало кризиса семилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу. 
         Обычно старшие дошкольники стремятся поскорее начать обучение в школе и всячески торопят этот момент. 
Благодаря занятиям в детском саду, ознакомительным посещениям школы и общению с друзьями, которые уже стали школьниками и демонстрируют перед малышами свою взрослость, дети к 6—7 годам хорошо знакомы с особенностями и правилами школьной жизни. 
        Ребенок понимает, что обучение в школе накладывает на него новые обязанности, но он готов выполнять их, поскольку ему хочется скорее почувствовать себя взрослым.

Стать школьником означает для него прикоснуться к жизни взрослых, через это он получает возможность почувствовать себя полноценным членом общества. 
С приближением момента поступления в школу ребенок начинает воспринимать себя не просто как Таню или Сережу, у него появляется восприятие себя как ученика, участника школьной жизни, то есть ребенок впервые начинает осознавать свое общественное Я
Все это определяет появление у ребенка новой психологической характеристики — уважения к самому себе. 

Итак, самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет
Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступней в его восприятии способ реализации этого стремления — поступление в школу. 
Вот почему большинство детей с нетерпением ждут этого момента, с удовольствием играют в школу и по несколько раз в день перебирают купленные мамой и папой школьные принадлежности. 
Шести-семилетний ребенок стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает, он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. 
Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику.

Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают ребенка, призывая его не мешать маме или папе, вести себя прилично. 
      Таким образом, мы с вами, уважаемые родители, вольно или невольно подавляем потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя. 
Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии ребенка, как правило, отстают от его реального развития, т. е. наш ребенок кажется нам более слабым и менее самостоятельным, чем он есть на самом деле. 
Бессознательно мы с вами хотим, чтобы ребенок все время оставался таким же маленьким и беззащитным, каким он был, когда лежал в своей колыбельке, и мы стремимся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни, подавляя его способность и потребность быть самостоятельным.

Таким образом, в восприятии ребенка себя и восприятии его родителями имеется довольно значительный разрыв. 
Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности. 
Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослого. 
Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами. 
Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лёт. 
С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, — использует для этого детские формы поведения (кривляние, капризы и т. п.). 
Такие реакции психологи называют регрессивными формами поведения.

Если вы стали замечать, что ваш 6-7 - летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, можно предположить, что ребенок вступает в очередной кризисный период своего развития. 
Рекомендации родителям, как общаться с ребенком в этот непростой для него период, чтобы быстро и безболезненно преодолеть имеющиеся трудности.

·                     Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. 
Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.

·                     Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем
Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. 
Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно. 
Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

·                     Будьте готовы принять точку зрения ребенка и согласиться с ним
Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

·                     Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи
Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.

·                     Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. 
Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.

·                     Отвечайте на вопросы ребенка
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка, даже если вы неоднократно отвечали на них. 
Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ. 
Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития ребенка.

·                     Будьте последовательны в своих требованиях
Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. 
В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении. 
Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. 
Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.

·                     Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. 
Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш ребенок в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.
Хочу такой сайт

Как справиться с кризисом семи лет

 (рекомендации для родителей)

1.                Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

2.                Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

3.                Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

4.                Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

5.                Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.

6.                Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Напомним, симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом — не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности. Если закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии. Разумеется, не всегда послушание и покладистость 6-7-летнего ребенка являются показателями задержки в развитии, это может быть проявлением флегматического типа темперамента либо результатом продуманного мудрого воспитания.

         Ребенку предстоит пережить несколько переходных периодов. Правильная реакция родителей поможет безболезненно преодолеть все трудности. Используйте вышеприведенные рекомендации, и кризис 7 года жизни, вы спокойно переживете.

Бриченко Е.С.
  

Просмотров всего: , сегодня:

Кризис 7 лет.docx (скачать)

Дата создания: 14.09.2022

Дата обновления: 04.03.2024

Дата публикации: 21.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».