Хореография Образовательная программа планирования организации дополнительной образовательной деятельности

1

2

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ
№

Наименование раздела

Стр.

п\п
1

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

3

2

Глава 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.

6
7

1.2.
1.3.

Цель и задачи Программы.
Характеристика возрастных и индивидуальных
8

особенностей развития детей.
1.4.Принципы и подходы к формированию Программы.
1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной
Программы.

9
10
10

1.6.Мониторинг результатов освоения Программы.
3

Глава 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной Программы; приоритетные
направления деятельности.

11
11

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства
18
реализации Программы.
2.3. Способы поддержки детской инициативы.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
4

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
3.1. Материально-техническое обеспечение методическими
материалами и средствами обучения. Кадровое обеспечение.

19
20
21
21
22

3.2. Распорядок дня.
23
3.3. Календарный учебный график. Учебный план.
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной
среды.
5

ПРИЛОЖЕНИЯ

24

26

3

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы
Вид программы
Подвид программы
Направленность программы

Нормативно-правовая база

Цель

Задачи программы

Дополнительная общеразвивающая программа по
хореографии «Солнечный танец»
Дополнительная образовательная программа
Дополнительное образование детей
Художественно-эстетическая
Федеральный уровень:
Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989).
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29
декабря 2012 года.
Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Приказ Минобразования от 17.10.2013г. № 1155 «Об
утверждении
федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций».
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного
образования (Приказ от 30.08.2013г. № 1014).
Постановление Правительства Российской Федерации от 5
августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания
платных образовательных услуг".
Региональный уровень:
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78ОЗ «Об образовании в Свердловской области».
Уровень ДОУ:
Устав МБДОУ № 532.
Локальные акты, регламентирующие деятельность
учреждения.
Приобщение ребёнка к музыкальной и танцевальной
культуре, формирование у детей творческих способностей
через развитие музыкально-ритмических и танцевальных
движений.
Образовательные:
 учить выражать собственное восприятие музыки через
танцевальные образы;
 расширять
музыкальный
кругозор,
пополнить
словарный
запас;
 учить отмечать в движении метр (сильную долю такта),
простейший ритмический рисунок;
 сформировать умение менять движения в соответствии
с
двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами.
Развивающие:
 развивать координации, гибкости, пластичности,
выразительности и точности движений;
 развивать умение ритмично двигаться в соответствии с
различным характером музыки, динамикой;
4

Целевые группы

 развивать координацию и укреплять опорнодвигательный аппарат;
 приобщать к совместному движению с педагогом.
Воспитательные:
 воспитывать у детей интереса к занятиям хореографией
путем создания положительного эмоционального настроя;
 психологи раскрепощать ребенка через музыку и
движения;
 воспитывать умения работать в паре, коллективе.
Дети 3-4, 4-5 и 5-7 лет

Исполнители основных
мероприятий Программы

Администрация МБДОУ № 532

Ожидаемые результаты

 сформированы навыки двигаться в соответствии с
характером музыки её динамическими и
метроритмическими особенностями;
 владение простейшими музыкальными терминами;
 умение согласовывать движение с построением
музыкального произведения: менять движения по фразам,
частям;
 сформированы умения координировать движения,
напрягать и расслаблять мышцы;
 ориентирование в пространстве, построениях,
перестроениях, в кругу линиях, диагоналях, соблюдать
интервалы;
 умение повторять движения по показу и словесному
описанию;
 овладение умением исполнять простые движения чётко
и
выразительно;
 выполнение упражнений с гимнастическими палками;
 овладение навыками танцевать с предметами
(платочками, флажками, листьями, цветами, шарфами,
шумовыми музыкальными инструментами);
 умение передавать в движениях образы явлений
природы, животных, сказочных персонажей;
 умение легко и естественно импровизировать под
разнохарактерную музыку;
 сформированы навыки импровизировать в движении с
предметами;
 сформированы умения выбирать движения
соответствующие характеру музыки;
 овладение коммуникативными навыки: танцевать в
паре и группе.

Сроки реализации

3 года

Система организации
контроля исполнения
Программы

Общий контроль реализации Программы осуществляет
заведующий МБДОУ № 532.
Оперативный контроль – заместитель заведующего по
воспитательной и методической работе

Педагог дополнительного образования

5

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеразвивающей программой для
художественно-эстетического развития детей в хореографической деятельности и
определяет комплекс основных характеристик дополнительного образования с детьми
дошкольного возраста в МБДОУ (объем, содержание и планируемые результаты),
организационно-педагогические условия образовательного процесса по хореографии.
Программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных
потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста педагог
дополнительного
образования
по
хореографии
создает
индивидуальную
педагогическую модель образования в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования. В условиях дошкольного
образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой
оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие художественноэстетическое развитие детей, развитие их инициативы и творческих способностей на
основе хореографической деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в зоне ближайшего развития.
Основой для разработки программы дополнительного образования являются:
 Программа «Ритмическая мозаика», А.И. Буренина. М.: - Россия, 2010г.,
 Федеральный
государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования Приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г.
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования от 30 августа 2013 г. N 1014;
 Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг "от 15 августа 2013 г. N 706 г.;

 СанПиН 2.4.1.3049-13
Дошкольное детство – важный этап в развитии ребёнка, на котором
закладываются все его способности. Приобщение дошкольников к искусству, во всём
его многообразии помогает воспитанию эмоциональной отзывчивости, формирует
эстетическое отношение к действительности.
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями
для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного
духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником
эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную
часть орудия общества.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности,
музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на
нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же
касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка
всесторонне.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства
ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения,
одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук,
грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике
движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное

6

воздействие на здоровье детей.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека.
Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца
исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер
музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает
воображение. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и
упражнения, укрепляется опорно-двигательный аппарат, формируется правильная
осанка, развиваются координация движений и ориентация в пространстве.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что
необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и
танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое
творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного
руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида
творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Музыкально-ритмическая
деятельность
привлекает
детей
своей
эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в
движении. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия
хореографией проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным
играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат
в музыке и передают в движении разнообразные чувства.
Ритмика – один из базовых предметов, в основе которой лежит «изучение
элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично
могут быть отражены в движении» (Г.С. Франио). Психологи и педагоги отмечают, что
освоение движений положительно влияет на все психические процессы: восприятие,
внимание, память, воображение. Музыкальное движение способствует развитию
эмоциональной сферы.
В системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое
место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать
тело, но и развивать духовный мир человека. Эмиль Жак-Далькроз, руководивший в
начале ХХ века Институтом музыки и ритма в Хеллерау, заложил основы ритмики,
которые впоследствии были подхвачены и развиты Н.С.Александровой, С.Рудневой,
Г.С. Франио., Т.В.Бырченко. Идеи Жака-Далькроза стали одной из основ Музыкальнопедагогической концепции К.Орфа, которая нашла своё развитие в работах Н.Г.
Куприной, Т.Э. Тютюнниковой, И.Э. Сафаровой, В. Жилина. Музыкально-ритмические
упражнения всегда были неотъемлемой частью музыкальных занятий в детских садах.
Большое внимание музыкальному движению отводится в работах Н.А. Ветлугиной,
С.И. Бекиной, Т.П. Ломовой, Е.Н. Соковниной.
Эмоциональный отклик на музыку, пережитый в движении, - основа ритмики и
танца в дошкольном возрасте, при этом дети приобретают и элементарные
теоретические знания о музыке и движении. Ритмика развивает детей духовно и
физически. А значит целесообразно её введение в программы групп развития
независимо от дальнейшей специализации ребёнка, тем более что в дошкольном
возрасте сделать правильный выбор детям и родителям достаточно сложно.
1.2. Цель и задачи Программы.
Цель данной программы: приобщение ребёнка к музыкальной и танцевальной
культуре, формирование у детей творческих способностей через развитие музыкальноритмических и танцевальных движений. - приобщение ребёнка к музыкальной и
танцевальной культуре через музыкальное движение и танец.
7

7

Задачи:
Образовательные:
 учить выражать собственное восприятие музыки через танцевальные образы;
 расширять музыкальный кругозор, пополнить словарный запас;
 учить отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший
ритмический рисунок;
 сформировать умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной
формой, и музыкальными фразами.
Развивающие:
 развивать координации, гибкости, пластичности, выразительности и
точности движений;
 развивать умение ритмично двигаться в соответствии с различным
характером музыки, динамикой;
 развивать координацию и укреплять опорно-двигательный аппарат;
 приобщать к совместному движению с педагогом.
Воспитательные:
 воспитывать у детей интереса к занятиям хореографией путем создания
положительного эмоционального настроя;
 психологи раскрепощать ребенка через музыку и движения;
 воспитывать умения работать в паре, коллективе.

1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных
особенностей развития детей от 3 до 4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его
общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только
членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка
выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными
возможностями.
Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится
ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость
проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течении 10-15 мин., но
привлекательное занятие длится дольше, и ребёнок не отвлекается от него.
Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную
окраску. Они сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в и
памяти без внутренних усилий, тогда положительно и отрицательно окрашенные
сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных
проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые
скрытые связи и отношения между предметами.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое
туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированно сказываются
на двигательных возможностях. Естественная для ребенка общая подвижность,
двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться
под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движения; одним из самых

8

любимых видов музыкальной деятельности.
Дети этого возраста различают яркий контраст в музыке, могут попрыгатьдоплясать» под веселую музыку, постоять и послушать грустную. Они воспроизводят
образные движения и несложный сюжет под музыку, согласуя движения ее характером
(«Игра с песком», «Игра в снежки» и т. п.). В этом возрасте дети плохо ориентируются
в пространстве зала и не охватывают его во время движений, стараются держаться
вместе, плотной группой, с трудом преодолевая это стремление. Движения малышей
еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия,
поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как
правило, игровой характер.

от 4 до 5 лет
Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей четвертого года даже
внешне: у них более пропорциональное сложение (удлиняются конечности
относительно туловища, начинает приподниматься свод стопы. Они очень активны,
моторны; в окружающем пространстве ориентируются более уверенно.
Могут воспроизвести в движениях характер более сложной и менее контрастной
двух- и трехчастной музыки; самостоятельно определяют жанры марша и танца и
выбирают соответствующие движения.
Дети уже овладели некоторыми видами основных движений (ходьбы, бега,
прыжков), могут согласовывать их с яркими средствами музыкальной выразительности
(темпом, динамикой, ре регистром и др.); используют изобразительные, выразительные
жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц, в сюжетных игровых
этюдах.
Приоритетное направление работы с детьми пятого года жизни — развитие
основных движений. В этом возрасте усваиваются все виды ходьбы, бега, прыжков.
Здесь уже меньшую роль играет прямой показ взрослого. Он важен на этапе
разучивания, освоения движения, а затем достаточно только назвать его. Дети
запоминают названия различных основных и танцевальных движений (высокий шаг.
спокойная ходьба, легкий бег, мягкий бег, подскок, прыжки, прямой галоп, качание рук
и т.д.).

от 5 до 7 лет
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко
возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации
движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать
для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная
музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и
разнообразный опыт музыкального выразительного движения. Они слышат в музыке и
могут передать в движениях не только ее общее настроение, но и темп, динамику,
яркий ритмический рисунок, форму. Сюжеты, которые доступны детям для
воспроизведения в музыкальных этюдах, становятся более сложными. В них
присутствуют не только изобразительные моменты, но и выразительное начало,
отражение определенного настроения. Дети уже владеют главными видами основных
движений — шага, бега, прыжков — и могут выполнить их достаточно
координирование, ритмично и выразительно. Однако им недостает легкости,
пружинности, ловкости; не сформирована техника некоторых основных (поскоки) и
танцевальных движений

9

1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
- Принцип культуросообразности: реализация этого принципа обеспечивает
учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки
духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается
как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры
(знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала
— его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых
произведений культуры .
-Принцип систематичности и последовательности: постановка задач
эстетического воспитания в логике «от простого к сложному», с учетом всех
необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения
при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному развитию
детей.
-Принцип эстетизации предметно-окружающей среды и быта в целом;
-Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности;
-Принцип интеграции различных видов хореографического искусства и
музыкальной деятельности;
-Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
-Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
сохранения непосредственных реакций, эмоциональной открытости).
Специфические принципы, обусловленные особенностями хореографической
деятельности - безукоризненный показ движений педагогом, повторение
вырабатываемых двигательных навыков.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения освоения дополнительной программы по хореографии.
 сформированы навыки двигаться в соответствии с характером музыки её
динамическими и метроритмическими особенностями;
 владение простейшими музыкальными терминами;
 умение согласовывать движение с построением музыкального произведения: менять
движения по фразам, частям;
 сформированы умения координировать движения, напрягать и расслаблять
мышцы;
 ориентирование в пространстве, построениях, перестроениях, в кругу линиях,
диагоналях, соблюдать интервалы;
 умение повторять движения по показу и словесному описанию;
 овладение умением исполнять простые движения чётко и выразительно;
 выполнение упражнений с гимнастическими палками;
 овладение навыками танцевать с предметами (платочками, флажками, листьями,
цветами, шарфами, шумовыми музыкальными инструментами);

10

 умение передавать в движениях образы явлений природы, животных,
сказочных персонажей;
 умение легко и естественно импровизировать под разнохарактерную музыку;
 сформированы навыки импровизировать в движении с предметами;
 сформированы умения выбирать движения соответствующие характеру
музыки;
 овладение коммуникативными навыки: танцевать в паре и группе.

1.6. Мониторинг результатов освоения Программы.
При реализации дополнительной программы по хореографии проводится оценка
индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий по музыкальноритмическому развитию, лежащей в основе их дальнейшего планирования и
выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка).
В ходе образовательной деятельности педагог дополнительного образования
создает диагностические ситуации и совместно с воспитателями наблюдает за
активностью детей в спонтанной и специально организованной музыкальноритмической деятельности. Результаты педагогической диагностики (мониторинга)
используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
индивидуальных образовательных маршрутов и учета особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая оценка - мониторинг результатов освоения Программы 2 раза в
год:
- в начале года – сентябрь, октябрь;
- в конце года – апрель, май.
Результаты педагогической диагностики оформляются в таблицы на каждую
возрастную группу детей (приложение 1). В конце года на итоговом педагогическом
совете заслушивается анализ образовательной деятельности за год по дополнительному
образованию детей с целью выявления эффективности педагогической деятельности.










Общие показатели уровня развития музыкально-ритмических
способностей детей :
умение определять характер, темп, ритм музыки.
умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.
знание основных видов движений, точность и правильность исполнения.
умение передавать в пластике музыкальных образов.
умение самостоятельно исполнять знакомые движения
умение выполнять движения с предметами
умение ориентироваться в пространстве
выразительность исполнения
Критерии показателей:
Высокий уровень – 3 балла;

11

Средний уровень – 2 балла;
Достаточный уровень — 1 балл.
Высокий уровень: Ребенок знает и называет жанры музыкальных
произведений, умеет выполнять знакомые плясовые движения, правильно выполняет
перестроения на площадке. Правильно определяет характер музыки, темп, ритм, умеет
передавать в пластике движений музыкальный образ. Умеет сочинять несложные
плясовые движения. Умеет определять вид танца.
Средний уровень: Ребенок определяет темп, ритм, характер музыки, знает, но
допускает ошибки при определении жанров музыки, умеет передать в пластике
музыкальный образ, выполняет несложные плясовые движения при участии взрослого.
С небольшой помощью взрослого определяет вид танца.
Достаточный уровень: Ребенок допускает ошибки при выполнении плясовых
движений, не знает и не умеет определить темп, ритм, характер музыки, не выполняет
самостоятельно плясовые движения, не умеет передавать музыкальный образ в
пластике, не умеет перестраиваться на площадке, не выполняет правильно упражнения
с предметами.

12

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной Программы, приоритетные
направления деятельности.
Содержание образовательной деятельности по дополнительному образованию
с детьми 3-4 лет:
 воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;

 развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии
с характером и темпоритмом музыки;

обогащение слушательского и двигательного опыта,

 умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии
с музыкально-игровым образом.
Направления
Содержание образовательной деятельности
развития
1. МузыкальноПередача в движении простого ритма музыкального
ритмические
произведения, направления его мелодической линии, динамики.
упражнения.
Активный словарь:
 тихо, громко, тише, громче
 медленно, быстро, замедляя, ускоряя,
 грустно, весело, бодро, энергично, легко.
2. Упражнение
для ориентировки
в пространстве.

 построение в одну линию по музыкальному сигналу;
 построение вкруг в круг;
 сужение и расширение круга;
 движение по линии танца;
 ровные интервалы в кругу;

- выбор пары по музыкальному сигналу;
- движение произвольно по залу, не задевая друг друга.
3.

Основные
танцевальные
движения.

-постановка корпуса
- простой шаг (спокойный, чёткий, мягкий);
- топающий шаг;
- шаги на полупальцах;
-приставные шаги;
- легкий бег;
- подъём на полупальцы по 6 позиции;
- повороты вокруг себя на полупальцах;
- приседания;
- выставление ноги на носок или пятку;
- притопы одной ногой в пол и поочерёдно;
- прыжки на двух ногах по 6 позиции;
-прыжки вперёд, вправо, влево;
- положение рук на поясе;
- поднимание и опускание рук вместе и поочерёдно, плавно и
резко в зависимости от характера музыки;
- качание руками;
- наклоны головы;
- наклоны корпуса;
-хлопки ладонь о ладонь перед собой, справа, слева, вверху,

13

внизу;
- поворот в паре.
Движения исполняются самостоятельно, а также в простых
комбинациях, сочетаниях: ходьба и бег, бег и прыжки, в
различном темпе, динамических оттенках и образах.
4.Игры.

5. Упражнения с

-несложные ролевые игры, основанные на изменении регистра,
динамики,темпа,характера,настроениямузыкального
сопровождения («Бабочки и комарики», «Погуляем», «Вышла
курочка гулять» и др. по выбору преподавателя)
-пальчиковые игры («Вьюги», «Птички», «Гости», «У Маланьи»)
- коммуникативные игры («Поменяйся погремушкой», «Две
лошадки», «Шёл козёл» и др. по выбору преподавателя)



предметами











6. Задания на
танцевальное и
игровое
творчество

флажками
осенними
листьями,
цветами,
снежинками,
деревянными ложками,
колокольчиками,
деревянными палочками,
мягкими игрушками,
куклами,
лентами,
гимнастическими палками
погремушками,
мячами

Импровизация
под
разнохарактерную
Самостоятельный выбор движений в ролевых играх.

музыку.

постановка корпуса, сидя и лёжа: «Мышка»,
«Скрут»,
 упражнения для развития голеностопного сустава:
«Клювики»,
 упражнения для укрепления брюшного пресса:
«Велосипед», «Ежик», «Мишка», «Ванька-встанька»,
«Солнышко», «Паровоз»,
 упражнения для подколенных мышц и связок «Петрушка»,
«Бабочка»;
 упражнения для развития тазобедренного сустава «
Лягушки»;
упражнения для
гибкости спины:
«Морской котик»,
«Самолет», «Качелька»,«Киска».


7. Партерная
гимнастика.

танцевальные этюды и комбинации, состоящие из 34-х
движений;
 танцевальные этюды с речевым руководством
собственных
действий (пением, проговариванием): «Сапожки», «Скакалка» и


8. Танцевальные
этюды.

14

др.
- танцевальные этюды, носящие образный характер: «Лисичка»,
«Птичка», «Медведь», «Лягушки» и др.

15

Содержание образовательной деятельности по дополнительному образованию
с детьми 4-5 лет:
 развитие основных движений (ходьбы, бега, прыжков);

 запоминание названий различных основных и танцевальных движений
(высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, мягкий бег, подскок, прыжки,
прямой галоп, качание рук и т.д.). 

 умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с
музыкально-игровым образом.
Направления
Содержание образовательной деятельности
развития
1. МузыкальноПередача в движении простого ритма музыкального
ритмические
произведения, направления его мелодической линии, динамики.
упражнения.
Активный словарь:
- очень тихо, очень громко, громче, тише, не очень тихо, не
очень громко
- умеренно, не спеша, сдержанно, неторопливо, певуче
- замедляя, ускоряя
- живо, задорно, скоро, оживлённо, подвижно, игриво
- торжественно, энергично, грациозно, мягко
- долгие, короткие звуки
- части музыкального произведения
2. Танцевальные
-постановка корпуса;
движения
-положение рук на поясе;
- положение рук на юбке;
- простой танцевальный шаг;
- шаг с высоким подниманием колена;
- приставные шаги с полуприседанием;
-лёгкий бег;
-бег с откидыванием ноги от колена назад;
-прыжки по VI позиции вверх, вперёд, в сторону;
-прыжки на одной ноге;
- перескоки с ноги на ногу;
- шаги на полупальцах и пятках;
- притопы равномерные и тройные;
- притопы в различных ритмических рисунках;
- полукруговые движения головы;
- круговые движения руками от локтя с вытянутыми руками;
- круговые движения локтями вперёд и назад;
- полуприседания по VI и I позиции;
- вынос ноги на каблук с полуприседанием;
- галоп;
- поворот вокруг себя;
- поворот в паре «лодочкой».
3. Перестроения

- два круга (понятия: внутренний и внешний круг);
- понятия: по линии танца, против линии танца;
- одна и две линии;
- колонки (одна, две, три и т.д.);
- змейка;
- воротца;
- понятия: вправо, влево

16

4. Игры

-переход к другому партнёру по линии танца
-пальчиковые игры («Вьюги», «Птички», «Гости», «У Маланьи»)
- коммуникативные игры др. по выбору преподавателя)
- на внимание
- на изменение характера музыки, «На лесной опушке»
- коммуникативные игры, со сменой партнёра, «Апельсин»,
- сюжетные, ролевые игры: «Как у наших у ворот»
- на долгие и короткие звуки «Часы», «Туча и дождик»
- на смену темпа «Дети, пешеходы, машины»

5.Упражнения с
предметами

- ложки (исполнение ритмических рисунков),
- мяч (игра в парах),
- бубен (удары, звон),
- куклы (умение красиво держать куклу),
- колокольчики,
- зонтики.

6. Задание на
танцевальное и
игровое
творчество

- танцевальные загадки в различных образах, с разным
музыкальным сопровождением
- импровизация с предметами (лентами, музыкальными
инструментами)

7. Партерная
гимнастика

- постановка корпуса, сидя и лёжа: «Мышка», «Скрут»;
- вытягивание и сокращение стоп: «Клювики» «Пальчики и
пяточки»;
- упражнение для развития тазобедренного сустава: « Лягушки»;
- упражнения для пресса: «Ежик», «Велосипед», «Солнышко»;
- упражнение для гибкости позвоночника: «Морской котик»,
«Самолет», «Качелька», «Киска»;
-упражнения для укрепления мышц ног и брюшного пресса:
«Ванька-встанька», «Паровоз»;
-упражнения для подколенных мышц и связок: «Бабочка»,
«Петрушка».
Упражненияисполняютсяпопринципуконтраста
(напряжение, расслабление).

8. Танцевальные
этюды и танцы

- этюды со сменой танцевального рисунка по выбору
преподавателя;
- сюжетные танцы по выбору преподавателя;
- разнохарактерные этюды: «Вальс», «Полька» и т.д.
- танцевальные этюды, носящие образный характер.
Передача в движении простого ритма музыкального
произведения, направления его мелодической линии, динамики.

17

Содержание образовательной деятельности по дополнительному
образованию с детьми 5-7 лет:








развитие способности к выразительному,
одухотворенному исполнению движений,
умения импровизировать под незнакомую музыку,
формирование адекватной оценки и самооценки.

Направления
развития
1. Музыкальноритмические
упражнения.

2. Основные
Танцевальные
движения

Содержание образовательной деятельности
Передача в движении ритмического рисунка музыкального
произведения, направления его мелодической линии, динамики,
музыкальных фраз. Исполнение ритмических рисунков на
шумовых музыкальных инструментах.
Активный словарь:
- очень тихо, очень громко, громче, тише, не очень тихо, не
очень громко;
- умеренно, не спеша, сдержанно, неторопливо, певуче;
- замедляя, ускоряя;
- живо, задорно, скоро, оживлённо, подвижно, игриво;
- торжественно, энергично, грациозно, мягко;
- сильная доля;
-двухдольный и трёхдольный музыкальный размер;
-метр;
-ритм;
- долгие, короткие звуки;
- tutti – solo;
-музыкальная фраза.
-постановка корпуса;
- различные виды шагов со сменой темпа, направления
движения;
-приставные шаги с ударом в пол или приседанием во всех
направлениях, различными движениями рук;
-шаги накрест;
- бег, откидывая ноги от колена назад, выбрасывая прямые ноги
вперёд;
-прыжки по 6 позиции на двух ногах и поочерёдно на одной
ноге; вверх, вперёд, вправо, влево;
-прямой и боковой галоп;
-выпады вправо, влево;
-покачивания с ноги на ногу по одному и в паре;
- подскоки;
-полуприседание по 6 , 1 свободной, 2 свободной позиции;
-поднимание рук, плавно и резко; вместе и поочерёдно,
-тройные наклоны;
-хлопки перед собой, вверху, внизу, сзади, сбоку;
-хлопки в паре перед собой, накрест, одной и двумя руками;
-шлепки по коленям, по бёдрам, по плечам
-повороты вокруг себя, топающим шагом и на полупальцах;

18

-повороты в паре топающим шагом и на полупальцах.
3. Перестроения

3. Игры

5.Упражнения с
предметами

6. Задание на
танцевальное и
игровое
творчество

7. Партерная
гимнастика

8. Танцевальные
этюды и танцы

-из одного большого круга в два – четыре малых.
-из круга в одну- две линии,
- диагональ;
- звёздочка;
- плетень;
- шахматный порядок;
- «расчёска»
Игры на смену движения в зависимости от
-характера музыки («После дождя»);
-динамики («Тutti – solo»);
-строения музыкального произведения («Мальчики и девочки»);
-музыкальных фраз («Передай платочек»),
-темпа («Попляши!»),
Коммуникативные игры ((«Вертушки», «Зеркало»).
- с ложками;
- мячами;
- бубнами;
- колокольчиками;
- зонтиками;
- шляпками;
- лентами;
- платочками.
танцевальные загадки в различных образах, с разным
музыкальным сопровождением
импровизация с предметами (лентами, музыкальными
инструментами)
-самостоятельное сочинение небольших танцевальных
комбинаций на заданную музыку по одному и в паре.
- постановка корпуса, сидя и лёжа («Веревочка»);
- вытягивание и сокращение стоп («Птенчики»);
- упражнение
для
развития
тазобедренного
сустава
(«Лягушка»);
- складка («Чемоданчик»);
- упражнение для пресса (« Ежик»);
- упражнение для гибкости
позвоночника («Лесенка»,
«Коробочка»);
- упражнение для мышц спины («Самолет», «Лодочка»);
поднимание вытянутых ног на 45 и 90 градусов лёжа на полу,
вместе и поочерёдно («Карандаши»).
- этюды со сменой танцевального рисунка по выбору
преподавателя;
- сюжетные танцы на основе проученных движений по выбору
преподавателя;
- разнохарактерные этюды по выбору преподавателя;
- танцевальные этюды, носящие образный характер.

19

2.2.


























Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Программы.

Реализация Программы предполагает различные формы организации детей:
непрерывная образовательная деятельность с детьми (занятия групповые и
подгрупповые);
совместные досуговые мероприятия (праздники и тематические развлечения);
индивидуальная музыкально-ритмическая деятельность с детьми;
совместная музыкальная деятельность с детьми (подготовка к праздникам,
конкурсам, разучивание музыкально-ритмического и танцевального материала для
театрализованных постановок);
самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность детей;
открытые занятия и праздники для родителей, гостей и детей других групп:
выступления детей на открытых мероприятиях; участие в тематических
праздниках; контрольные занятия; итоговое занятие; открытые занятия и концерты
для родителей и детей.
Структура построения группового занятия
Вход в зал. Поклон.
Разминка.
Упражнения для развития ориентировки в пространстве, координации, равновесия.
Музыкально-ритмические упражнения.
Изучение танцевальных элементов, этюдов, композиций.
Партерная гимнастика.
Задания на танцевальное и игровое творчество. Игры.
Поклон. Выход из зала.

Методические приемы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного
возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное
состояние детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о
том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим
компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель,
какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью,
уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с
животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагогрежиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого
полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление,
способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного
музыкально-ритмического движения.
Материал изучается концентрическим методом в течении всего учебного года,
занятия строятся комплексно. Иногда разные темы прорабатываются на одном
музыкальном материале.

20

2.2. Способы поддержки детской инициативы.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания
и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, происходит приобщение к
культуре, общечеловеческим ценностям.
Построение образовательной области «Хореография» на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка,
является главным условием развития и поддержки детской инициативы.
Сферы
(направления)
детской
инициативы
Творческая
инициатива

Инициатива
как
целеполагани
е и волевое
усилие

Коммуникати
вная
инициатива

Познавательна
инициатива любознательно
сть

Сущность,
проявления Способы
и
детской инициативы
поддержки
инициативы

направления
детской

Включенность в творческую
деятельность ребенка, где
развиваются воображение,
образное мышление.

Введение игровой формы
проведения занятия,
персонажей сказок, создание
ситуаций, например попросить детей помочь ёжику
спастись от лисы и др.
Включенность в разные виды Поддержка детской
продуктивной деятельности
самостоятельности в разных
– разучить танец для
видах хореографической
праздника,
деятельности;
создание условий для
свободного выбора детьми
движений и выразительных
средств при создании
творческой работы с
дальнейшим рассказом ребёнка
о том, что он изобразил.
Включенность ребенка во
Поддержка
взаимодействие со
доброжелательного отношения
сверстниками, где
детей друг к другу и их
развиваются эмпатия,
взаимодействия в творческих
коммуникативная функция
видах деятельности; оказание
речи.
помощи отстающим детям.
я Включенность в простую
Создание условий для
исследовательскую
свободного выбора темы
деятельность, где
творческой работы, с
развиваются способности
дальнейшим её коллективным
устанавливать
обсуждением, введение на
пространственно-временные занятиях нетрадиционных форм
отношения.
– например, современной
хореографии

21

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Взаимодействие педагога с родителями по развитию дете й в хореографии
необходимо для поддержки творческих начинаний ребёнка внутри собственной семьи и
для достижения наилучших результатов в работе.
Структурно-функциональная модель взаимодействия с родителями ставит своей
целью психолого-педагогическое просвещение родителей в ходе совместной
деятельности и включает в себя следующие направления:
Направления взаимодействия педагога с семьями воспитанников:
- наглядно-информационные - нацелены на знакомство родителей с условиями,
задачами, содержанием и методами обучения детей по программе «Хореография», К
ним относятся фотографии, видео детского творчества по группам и общие, стенды,
буклеты, памятки, папки-передвижки. Родители регулярно знакомятся с творческими
успехами и достижениями своих детей.
- досуговые – обеспечивают установление неформальных отношений между
педагогами и родителями, более доверительных отношений между родителями и
детьми. В течение учебного года практикуется такая форма работы как совместные
занятия детей и родителей. Смысл её в приобщении родителей к тому, чем с радостью
занимаются их дети, да и просто приобщить к творчеству.
- информационно-ознакомительные
нацелены
на
преодоление
поверхностных представлений о работе педагога в обучении детей творчеству путем
ознакомления родителей с организацией этой деятельности, об её эффективности в
творческом развитии ребёнка: тематические уголки в группах с памятками педагога о
целях и задачах, консультации в родительских уголках и на сайте МБДОУ.
Формы работы с родителями:
-непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность организация совместной деятельности в системе «ребенок-родитель-педагог», участие
в акциях, в совместной деятельности, участие в конкурсах по реализации проектов.
Педагог организуют помощь родителям по вопросам развития ребенка через
индивидуальные и групповые консультации, консультации по запросам,
анкетирование, дает методические рекомендации родителям по развитию у детей
творческих способностей.
- традиционные формы - родительские собрания, которые проводятся в начале
учебного года, в середине и по окончанию. На первом собрании в сентябре происходит
знакомство педагога с родителями; рассказ о содержании программы по хореографии,
её целях, задачах, требованиях, проводится анкетирование. На первом собрании
распределяются и обязанности между педагогом и родителями в процессе обучения для
получения наилучшего результата.
Кроме этого с родителями проводится консультативная работа по обеспечению
детей удобной одеждой для занятий по хореографии: мальчики занимаются в
футболках и трикотажных шортах, девочки - в гимнастических купальниках и
широких, коротких юбках. Педагог рекомендует, чтобы волосы у девочек были
прибраны, на ноги рекомендуется надевать носки и мягкие балетные туфли или
вязанные подследники.

22

3. Организационный раздел
3.1 . Перечень оборудования музыкального зала

дидактическими и развивающими играми и пособиями.
Материально-техническое обеспечение
Место
размещения

Основное
предназначение

Музыкальный Проведение
образовательной
зал

деятельности,
праздников,
развлечений,
проведения
утренников,
родительских
собраний.

Оборудование и игровые материалы

Фортепиано
Экран + проектор
Музыкальный центр
Ноутбук

1
1
1
1

Стул
Стульчики детские

1
30

Методические материалы и средства обучения и воспитания
Автор, название, издательство, год издания
Программно- 1. Барышникова Т.К. «Азбука хореографии». – СПб., 1996.
методические 2. Белов М. «Эстетическое воспитание детей средствами
пособия
хореографического искусства». - М.,1953.
3. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». - 2-е изд., испр. и доп.
— СПб.: ЛОИРО, 2000
4. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца.
Танцевальные движения и комбинации на середине зала». –
М., 2004.
5. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. «Музыка и
движение». – М., 1984.
6. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей
танцевать». – М., 2003.
7. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа для
музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Младшая группа. Композитор, СП.б: 1999.
8. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика. Хореография в детском
саду». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.,
Линка – Пресс, 2006.
9. Ивонникова О. В. «Танцуют все!». – М, АСТ, 2007.
10. Иванов В.А. «Детский танец», методическое пособие, Пермь,
1998.
11. ФирилеваЖ.Е., Сайкина Е. Г. Лечебно-профилактический
танец. «Фитнес-данс» -СПб , Детство-Пресс, 2007.

23

3.2 . Распорядок дня
Организация образовательного процесса в МБДОУ предусматривает личностноориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей, социальный заказ родителей, время
года, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
(СанПиН 2.4.1.3049-13).
При организации распорядка дняя детей в МБДОУ предусматривается
сбалансированное чередование видов деятельности: непрерывной образовательной
деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов, самостоятельной.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности в различных
возрастных группах составляет: для детей четвертого года жизни – не более 15 минут,
для детей пятого года жизни - не более 20 минут, для детей шестого года жизни - не
более 25 минут, а для детей седьмого года жизни - не более 30 минут. В течение
образовательной деятельности статическая деятельность (пение, слушание)
чередуется
с динамической - музыкально-ритмическими движениями (танцы, хороводы, игры).
Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут.
Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем
не менее, календарный учебный график составляется в соответствии с выделением
двух периодов:
1. учебный год (сентябрь-май), во время которого проводятся непрерывная
образовательная деятельность в соответствии с учебным планом и
расписанием НОД, действует режим на холодный период года;
2. летне-оздоровительный период: (июнь-август), во время которого непрерывная
образовательная деятельность, в том числе по дополнительному образованию не
проводятся, с детьми организуются оздоровительные мероприятия и спортивные
развлечения, на летний период действует режим на теплый период года.

24

3.3. Календарный учебный график. Учебный план.
Содержание

Младший возраст
(3-4 лет)

Средний возраст
(4-5 лет)

Старший возраст
(5-7 лет)

Начало учебного года
Окончание учебного
года

01 сентября
31мая

01 сентября
31мая

01 октября
31мая

Зимние каникулы

30 декабря-10
января

30 декабря-10
января

30 декабря-10
января

Летние каникулы

02 июня – 30
августа

02 июня – 30
августа

02 июня – 30
августа

Продолжительность
учебного года

36 недель

36 недель

36 недель

Первое полугодие
Второе полугодие
Продолжительность
учебной недели

17 недель
19 недель
5 дней

17 недель
19 недель
5 дней

17 недель
19 недель
5 дней

Всего в неделю НОД
Объем недельной
образовательной
нагрузки
Непрерывная
образовательная
деятельность
Продолжительность
перерыва

2
30 мин

2
40 мин

2
50 мин

15 мин

20 мин

25 мин

10 мин

10 мин

10 мин

25

Сроки проведения
мониторинга
достижения детьми
планируемых
результатов освоения
программы
праздники

начало учеб. года
01 – 15 октября

начало учеб. года
01 – 15 октября

начало учеб. года
01 – 15 октября

конец учеб.года
15 – 31 мая

конец учеб.года
15 – 31 мая

конец учеб.года
15 – 31 мая

Осенний праздник

Осенний праздник

Осенний праздник

Новогодний
утренник

Новогодний
утренник

Новогодний
утренник

Праздник 8 марта

Праздник 8 марта

Праздник 8 марта

Праздник Детства

Праздник Детства

Праздник Детства

Итоговые мероприятия

Праздник Детства

Учебный план деятельности педагога дополнительного образования по
хореографии
Направления
развития детей
(образовательная
область)
Художественноэстетическое
развитие

Количество НОД, общая нагрузка/ часы
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
(младший возраст
(средний возраст
(старший возраст
с 3 до 4 лет)
с 4 до 5 лет
с 5 до 7 лет)
Длительность в
15
20
25
В неделю
В
В неделю
В
В неделю
В
мин.
год
год
год
Двигательная и
2
64
2
64
2
64
музыкальноритмическая
Вид детской
деятельности

3.4. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Развитие ребенка в музыкально-ритмической деятельности в детском саду
обеспечивается за счет насыщенности развивающей предметно-пространственной
среды.
При создании предметной развивающей среды учитываются следующие
принципы:
• полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать
множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса,
и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это
возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или
иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко

26

закрепляющего функции за определенным пространством).
• вариативности, сообразно которому содержание воспитания учитывает культурные и
художественные традициями края, особенностями Уральской природы, культуры и
традиций.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают
общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
При создании предметной развивающей среды учитывается гендерная
специфика: в музыкальном зале подобраны как общие, так и специфичные материалы
для девочек и мальчиков, их количество, разнообразие зависит и от процентной
наполняемости группы детьми разного пола.
Характеристика развивающей среды в зале для занятий по хореографии:

№
пп
1
2
3
4
5

Технологическое оборудование

Количество, шт

Цифровое пианино
Экран + проектор
Музыкальный центр
Ноутбук
Ультрафиолетовый рецикулятор «Дезар»

1
1
1
1
1

Мебель
1
2
3
4
5

Тумба под аппаратуру
Стул большой
Стульчик детский
Стол

1
1
30
1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
12
13
14
15
16
17

Атрибуты, дидактических и развивающих игр и
пособий.
Шарфы белые
Платочки
Ленты
Цветы
Листья на ветке
Набор шумовых музыкальных инструментов
Колокольчики
Мячи
Куклы
Султанчики
Обручи
Зонтики
Шляпы
Гимнастические коврики
Гимнастические палки
Бубны
Флажки

20
20
40
50
40
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20

27

Итог

Выразительностьисполнения

Умениеориентироваться
впространстве

Умение
выполнятьдвиженияспредметами

Умениесамостоятельноисполнятьзна
комыедвижения

Умение передавать
впластикемузыкальныхобразов

Знание основных
видовдвижений

Начинать изаканчивать
движениевсоответствиесмузыкой

Определение ритмамузыки

Определение темпамузыки

Определениехарактерамузыки

ФИО

№ пп

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к дополнительной общеразвивающей программе
утвержденной:
Приказ № 142-о от 31.08. 2020 г.

Определение уровня освоения воспитанниками данной программы

Сводная таблица Диагностическая карта

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к дополнительной общеразвивающей программе
утвержденной:
Приказ № 142-о от 31.08. 2020 г

Календарно-тематический план ( с детьми 3-4 лет).

ОКТЯ Р
ДК

Е

АБРЬ

О
НЯ

БРЬ

Б

Ь

мес
яц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Занятие 1.
Вводное занятие.
Занятие 2.
Партерная
гимнастика:
-упражнения для
подвижности
стопы.

Занятие 3.
Партерная
гимнастика:
-упражнения для
гибкости суставов.
Занятие 4.
Партерная
гимнастика:
-упражнения для
эластичности мышц и
связок.

Занятие 5 .
Постановка
корпуса.
Занятие 6.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- игра «Найди
свое место»;

Занятие 9.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- простейшие
построения: линия,
колонка.
Занятие 10.
Упражнения для
разминки:
- наклоны корпуса
назад, вперед, в
сторону;
- движения плеч;
- движения руками.

Занятие 11.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- простейшие
перестроения: круг; сужение круга,
расширение круга;
- интервал.
Занятие 12.
Упражнения для
разминки:
- «Качели»
(покачивание с
полупальцев на
пяточки);
- шаги на полупальцах
и пяточках
(чередование шагов).
Занятие 19.
Положения и
движения ног:
- «Пружинка» маленькое тройное
приседание;
- «Пружинка» с
одновременным
поворотом корпуса.
Занятие 20.
Упражнения для
разминки:
- простой бег (ноги
забрасываются назад);

Занятие 13.
Положения и
движения рук:
-подготовка к
началу движения
(ладошка на
талии).
Занятие 14.
Положения и
движения ног:
- простой
бытовой шаг
вперед с
каблука.

Занятие 7.
Партерная
гимнастика:
-упражнения для
развития силы мышц
ног.
Занятие 8.
Упражнения для
разминки:
- повороты головы
направо, налево;
- наклоны головы вверх,
вниз, направо, налево,
круговое движение
головой, «Уточка»;
Занятие 15.
Положения и
движения ног:
- 6 позиция.
Занятие 16.
Положения и
движения ног:
- легкий бег на
полупальцах.

Занятие 17.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- различие правой и
левой руки, ноги
плеча;
- повороты вправо,
влево.
Занятие 18.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- движения по

Занятие 21.
Упражнения
для разминки:
- «Цапельки» шаги с высоким
подниманием
бедра;
- «Лошадки» бег с высоким
подниманием
бедра.
Занятие 22.
Положения и
движения ног:

Занятие 23.
Упражнения для
разминки:
- «Ножницы» - легкий
бег с поочередным
выбросом прямых ног
вверх;
- прыжки поочередно на
правой и левой ноге.
Занятие 24.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- пространственное

29

А РЬ
ЯВ

Н

МР

А

Т

ь

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

линии танца,
против линии
танца.
Занятие 25.
Положения и
движения ног:
- позиции ног
(выворотные 1,2,3)
Занятие 26.
Положения и
движения ног:
- позиции ног
(свободные 1,2,3;)

- простой бег на месте
и с продвижением
вперед и назад.
Занятие 27.
Положения и
движения ног:
2 – прямая закрытая).
Занятие 28.
Упражнения для
разминки:
- прыжки из 6 позиции
во 2 прямую позицию;

-sote (6 позиция).

ощущение точек зала
(1,3,5,7).

Занятие 29.
Упражнения
для разминки:
- прыжки из 6
позиции во 2
прямую
позицию с
одновременным
раскрыванием
рук в стороны.
Занятие 30.
Положения и
движения рук:
подготовительна
я позиция;
- подготовка к
началу
движения.
Занятие 37.
Положения и
движения ног:
- притоп
простой,
двойной,
тройной;
Занятие 38.
Положения и
движения рук:
- хлопки в
ладоши.

Занятие 31.
Положения и
движения рук:
- позиции рук (1-3);
Занятие 32.
- отличие 2 позиции
классического танца от
2 позиции народного
танца.

Занятие 33.
Положения и
движения рук:
- раскрывание и
закрывание рук.
Занятие 34.
Положения и
движения ног:
- releve по 6
позиции с
фиксацией на
верху.

Занятие 35.
Положения и
движения ног:
- demi-plie (1 поз.).
Занятие 36.
Положения и
движения ног:
сторону на носок с
переводом на каблук в
русском характере.

Занятие 41.
Положения и
движения рук:
- основная позиция
(внутренние руки
партнеров
вытянуты вперед).
Занятие 42.
Положения и
движения ног:
- танцевальный
шаг;
-танцевальный шаг
по парам (руки в
основной поз.).
Занятие 49.
Положения и
движения ног:
- приставной шаг с
приседанием и

Занятие 43.
Положения и
движения рук:
- взмахи платочком
(дев.);
- взмах кистью (мал.).
Занятие 44.
Положения и
движения ног:
- простой приставной
шаг на всей стопе и на
полупальцах по 1
прямой позиции.

Занятие 45.

Занятие 47
Положения и
движения рук:
- «Полочка» (руки
согнутые в локтях,
перед грудью).
Занятие 48
Положения и
движения ног:
- поднимание и
опускание ноги
согнутой в колене,
вперед (с фиксацией и
без).

Занятие 51.
Положения и
движения ног:
- приставной шаг с
приседанием и

Занятие 52
Положения и
движения ног:
«Ковырялочка»;

Положения и
движения ног:
- простой
приставной шаг
с притопом;
Занятие 46.
- простой
приставной шаг
с приседанием.

Занятие 39.
Положения и
движения ног:
- battement tendu на
носок с переводом на
каблук
с приседанием .
Занятие 40.
- ритмическое сочетание
хлопков в ладоши с
притопами.

Занятие 55.
Положения и
движения ног:
- «Елочка»;
Занятие 56.

30

АПРЕЛ
Ь

МА
Й

одновременной
работой рук
(положение
«Полочка», наклон
корпуса по ходу
движения);
Занятие 50.
-перенос корпуса с
одной ноги на
другую (через
battement tendu);
Занятие 57.
Положения и
движения ног:
- приставные шаги
по парам, лицом
друг к другу.
Занятие 58.
Положения и
движения рук:
- «Лодочка»
(положение рук в
паре).

выносом ноги в
сторону на каблук
(против хода
движения);
Занятие 52.
- приседание на двух
ногах с поворотом
корпуса и выносом
ноги на каблук в
сторону поворота.

Занятие 54.
Положения и
движения ног:
- «Ковырялочка»
(с притопом).

Положения и
движения рук:
-«Матрешка».

Занятие 59.
- реверанс для девочек,
поклон для мальчиков.
Занятие 60.
- поклон в русском
характере (без рук).

Занятие 61.
Повторение
пройденного
материала.

Занятие 63.
Танцевальные этюды.
Диагностика

Занятие 62.
Повторение
пройденного
материала.
Диагностика

Занятие 64.
Танцевальные этюды.
Диагностика

31

Календарно-тематический план ( с детьми 4-5 лет).

ДЕКАБР
Ь

НОЯБРЬ

О К ТЯБ Р Ь

месяц

1 неделя
Занятие 1.
Диагностика
уровня музыкальнодвигательных
способностей
детей на начало

2 неделя
Занятие 3.
Повторение 1 года
обучения.
Положения и
движения ног.
Занятие 4.

3 неделя
Занятие 5.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
-положение прямо
(анфас),

4 неделя
Занятие 7.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- квадрат
А.Я.Вагановой;

Занятие 2.
Повторение
1г.обучения.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве.

Повторение 1 года
обучения.
Положения и
движения рук.

профиль.
Занятие 6.
Положения и
движения ног:
- позиции
ног(выворотные);
- releve по 1,2,3
позициям.

Занятие 9.
Положения и
движения ног:demi – plie по 1,2,3
позициям.
- сочетание
маленького
приседания и
подъема на
полупальцы.
Занятие 10.
Положения и
движения ног:
- шаги на
полупальцах с
продвижением
вперед и назад.
- танцевальный шаг
назад

Занятие 13.
Танцевальная
комбинация,
основанная на
элементах
классического
танца.
Занятие 14.
Танцевальная
комбинация,
основанная на
элементах
классического
танца.

Занятие 17.
Повторение 1 года
обучения.

Занятие 11.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- свободное
размещение по залу,
пары, тройки.
Положения и
движения ног:
- шаги с высоким
подниманием ноги
согнутой в колене
вперед и назад на
полупальцах.
Занятие 12.
Положения и
движения ног:
- demi-plie с
одновременной
работой рук.
Занятие 19.
Повторение 1 года
обучения.

движения ног:
- saute по 1,2.6
позиции по
точкам зала.
Занятие 8.
Положения и
движения ног:
- sotte в повороте
(по точкам зала).
Занятие 15.
Сюжетный
танец .
Занятие 16.
Сюжетный
танец .

Занятие 21.
Движения ног:
- шаг с каблука в

Занятие 23.
Движения ног:
- простой

Положения и
движения ног.

Положения и
движения ног.

народном
характере;

переменный шаг
с выносом ноги

- смена ладошки на
кулачок.

- переводы рук из
одного положения
в другое (в
характере
русского танца) .

переменный шаг
с выносом ноги
на пятку в
сторону и
одновременной
открыванием рук
в стороны.

года.

полуоборот,

Положения и

32

АРЬ
ЯВ
Ф ЕР

А
Л Ь

Н
В

Занятие 25.
Движения ног:
- battement tendu
вперед и в сторону
на носок (каблук) по
1 свободной
позиции, в
сочетании с demiplie.
Занятие 26.
Движения ног:
- притоп простой,
двойной, тройной;
- battement tendu
вперед, в сторону на
носок с переводом
на каблук по 1
свободной позиции,
в сочетании с
притопом.

Занятие 27.
Положения и
движения рук:
- «приглашение».
Движения ног:
- простой русский шаг
назад через
полупальцы на всю
стопу.
Занятие 28.
Положения и
движения рук:
- хлопки в ладоши –
двойные, тройные;
- руки перед грудью –
«полочка».

Занятие 29.
Положения рук в
паре:
- «лодочка»
(поворот под
руку).
Занятие 30.
Движения ног:
Простой шаг с
притопом с
продвижением
вперед, назад.

Занятие 33.
Положение рук в
паре:
- «под ручки»
(лицом друг к
другу).
Движения ног:
-простой бытовой
шаг по парам в
повороте, взявшись
под ручку
противоположными

Занятие 35.
Положения рук в
паре:
- сзади за талию (по
парам, тройкам).
Движения ног:
- танцевальный шаг по
парам, тройкам (
положение рук сзади
за талию).
Занятие 36.
Упражнения на

Занятие 37.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- «змейка»;
- «ручеек».
Занятие 38.
Танцевальная
комбинация,
построенная на
шагах народного
танца.

Занятие 34
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- простейшие
перестроения :
колонна по одному,
по парам, тройкам,
по четыре.
Занятие 41.

пространстве:
- диагональ.

МР

А

Т

руками.

ориентировку

в

Занятие 43.
Движения ног:
Движения ног:
- «гармошка»;
- «шаркающий шаг». (девочки):
Занятие 42.
- простой бег с
Движения ног:
открыванием рук в
- «елочка»;
подготовительную
(мальчики):
позицию (вверху,
- подготовка к
между 2 и 3
присядке (плавное и позициями).
резкое опускание
Занятие 44.

Занятие 45.
Движения ног:
- поклон на месте
с руками;
- поклон с
продвижением
вперед и отходом
назад.
Занятие 46.
Движения ног:
(мальчики):

Занятие 31.
Движения ног:
- простой
дробный ход (с
работой рук и
без).
Занятие 32.
Положения рук
в паре:
- «под ручки»
(лицом вперед).
Движения ног:
- простой
бытовой шаг по
парам под ручку
вперед, назад;
- танцевальный
шаг по парам (на
последнюю долю
приседание и
поворот корпуса
в сторону друг
друга).
Занятие 39.
Танцевальная
комбинация,
построенная на
шагах народного
танца.
Занятие 40.
Движения ног:
- прыжки с
поджатыми
ногами.

Занятие 47.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- «звездочка».
Занятие 48.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- «корзиночка».

33

АПР Л
МА Й

Е

Ь

вниз по 1 прямой и
свободной позиции).

Занятие 49.
Движения ног:
- боковые перескоки
с ноги на ногу по 1
прямой позиции.
Занятие 50.
Движения ног:
- «припадание»
вперед и назад по 1
прямой позиции.
Занятие 57.
Движения ног:
-«боковой галоп»
простой (по кругу).
Занятие 58.
Движения ног:
- «боковой галоп» с
притопом (по
линиям).

Движения ног:
- «ковырялочка» с
двойным и тройным
притопом;
(девочки):
- маленькое
приседание (с
наклоном корпуса),
руки перед грудью
«полочка».
Занятие 51.
Танцевальная
комбинация,
построенная на
движениях народного
танца.
Занятие 52.
Танцевальная
комбинация,
построенная на
движениях народного
танца.
Занятие 59.
Движения ног:
- «пике» (одинарный)
в прыжке.
Занятие 60.
Движения ног:
- «пике» (двойной) в
прыжке.

- подскоки на двух
ногах (1 прямая,
свободная
позиция);
(девочки):
- бег с сгибанием
ног назад по
диагонали, руки
перед грудью
«полочка».
Занятие 53.
«Кадриль».
Занятие 54.
«Кадриль».

Занятие 61.
Танцевальная
комбинация..
Диагностика
Занятие 62.
Танцевальная
комбинация..
Диагностика

Занятие 55.
Постановка
корпуса, головы,
рук и ног.
Движения ног:
- шаги: бытовой
и танцевальный.
Занятие 56.
Движения ног:
- поклон,
реверанс.
Занятие 63.
Танцевальная
комбинация..
Диагностика
Диагностика
Занятие 64.
Танцевальная
комбинация.

34

Календарно-тематический план ( с детьми 5-7 лет)

ОТ
ДК

Е

Р
АБЬ

НОЯ Б РЬ

К

Р
ЯБЬ

месяц

1 неделя
Занятие 1.
Диагностика
уровня
музыкальнодвигательных
способностей
детей на начало
года.
Занятие 2.
Повторение 2 г

2 неделя
Занятие 3.
Повторение 2
года обучения.
Классический
танец (положения
и движения ног).
Занятие 4.
Движения рук:
- port de bras.

3 неделя
Занятие 5.

Занятие 11.
Повторение 2
года обучения.
Народный танец
(движения ног,
упражнения на
ориентировку в
пространстве).
Занятие 12.
Положения и
движения рук:

Занятие 13.
Движения ног:
- поклон в русском
характере.
Занятие 14.
Движения ног:
- хороводный шаг.

Занятие 15.
Движения ног:
- хороводный шаг с
остановкой ноги сзади.
Занятие 16.
Движения ног:
- хороводный шаг с
выносом ноги на носок
вперед.

Занятие 19.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- «воротца»;
- « карусель».
Занятие 20.
Движения ног:
- боковое
«припадание» по 3
позиции.

Занятие 21.
Движения ног:
- «припадание» в
повороте.
Занятие 22.
Положения и
движения рук:
- скользящий
хлопок по бедру,
по голени.

Занятие 23.
Танцевальная
комбинация,
основанная на
движениях народного
танца (хороводная).
Занятие 24.
Танцевальная
комбинация,
основанная на
движениях народного
танца (хороводная).

Занятие 27.
Движения ног:
- шаркающий шаг
(полупальцами по
полу).

Занятие 29.
Движения ног:
- «ковырялочка»
(с притопом, с
приседанием, с

Занятие 31.
Движения ног:
- перескоки с ноги на
ногу по 3 свободной
позиции на месте.

Движения ног:
- releve.
Занятие 6.
Движения ног:
- demi – plie.

4 неделя
Занятие 7.
Движения ног:
- battement tendu.
Занятие 8.
Движения ног:
- passé.

обучения.

Упражнения на
ориентировку в пр
-ве, положения и
движения рук
Занятие 9.
Повторение 2 г
обучения.
Народный танец
(положения и
движения рук,
положения рук в
паре).
Занятие 10.
Повторение 2
года обучения.
Народный танец

(движения ног,
упражнения на
ориентировку в
пространстве).
Занятие 17
Движения ног:
- переменный ход
вперед, назад.
Занятие 18.
Положения и
движения рук:
- скользящий
хлопок в ладоши «тарелочки»;
(девочки):
- взмахи
платочком.
Занятие 25.
Движения ног:
- кадрильный шаг
с каблука.
Занятие 26.

- переводы рук из

одного положения
в другое.

35

ФЕВР Л
Т
А
МР
АПР

А

Ь

Я
Н
В
А
Р
Ь

(н.т.)
Движения ног:
- шаркающий шаг
(каблуком по
полу).

Занятие 28.
Движения ног:
- пружинящий
шаг.

открыванием рук).
Занятие 30.
Движения ног:
«ковырялочка» с
подскоком.

Занятие 33.
Движения ног:
- поочередное
выбрасывание ног
перед собой или
крест на крест на
носок или ребро
каблука на месте.
Занятие 34.

Занятие 35.
Движения ног:
- подготовка к
«веревочке».
Занятие 36.
Движения ног:
- «веревочка».

Занятие 37.
Движения ног:
- прыжок с
поджатыми;
(мальчики):
- присядка
«мячик» (руки на
поясе – кулачком).
Занятие 38.

Движения ног:

Движения ног:

- поочередное
выбрасывание ног
перед собой или
крест на крест на
носок или ребро
каблука с отходом
назад.
Занятие 41.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- «воротца».
Движения
ног:(мальчики):
- одинарные
удары ладонями
по внутренней или
внешней стороне
голени с
продвижением
вперед и назад.
Занятие 42.
Движения
ног:(девочки):
- вращение на
полупальцах;
(мальчики):
«гусиный шаг».
Занятие 49.
Движения ног:
Полька:
- «подскоки» (по
одному, по
парам);
- «подскоки» в
повороте.
Занятие 50.

Занятие 43.
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
- «карусель».
Танцевальная
комбинация,
основанная на
основе движений
народного танца
(плясовая).
Занятие 44.
Танцевальная
комбинация,
основанная на
основе движений
народного танца
(плясовая).

Занятие 51.
Движения ног:
Полька:
- «пике» с
одинарным и
двойным ударом о
пол (с
продвижением
назад).

(мальчики):
- присядка
«мячик» (руки
перед грудью
«полочка»).
Движения в паре:
- соскок на две
ноги лицом друг
другу.
Занятие 45.
«Русская
плясовая».
Занятие 46.
«Русская
плясовая».

Занятие 32.
Движения ног:
- перескоки с ноги на
ногу по 3 свободной
позиции с
продвижением в
сторону.
Занятие 39.
Движения ног:
- пружинящий шаг под
ручку по
кругу;(мальчики):
-присядка по 6 позиции
с выносом ноги вперед
на всю стопу.
Занятие 40.
Движения ног:

- пружинящий шаг под
ручку в
повороте;(мальчики):
- присядка по 1
свободной позиции с
выносом ноги вперед
на всю стопу или
каблук.
Занятие 47.
Повтор 2 года
обучения.
Бальный танец
(движения ног,
положения рук в паре,
движения в паре).
Занятие 48.
Движения ног:
Полька:
- par польки (по
одному);
- par польки ( по
парам).

Занятие 53.
Танцевальная
комбинация,
основанная на
движениях
бального танца
(«Полька»).
Занятие 54
Танцевальная

Занятие 55.
Движения ног:
Вальс:
- par вальса (по одному,
по парам).
Занятие 56.
Движения ног:
Вальс:
- par balance (на месте,

36

Ь
АПР
ЕЛ
МЙ

А

Движения ног:
Полька:
- par польки в
сочетании с
«подскоками».

Занятие 52..
Движения ног:
Полька:
- прыжок из 6
позиции во 2
позицию на одну
ногу.

комбинация,
основанная на
движениях
бального танца
(«Полька»).

с продвижением
вперед, назад).

Занятие 57.
Движения в паре:
- легкий бег на
полупальцах по
парам, лицом и
спиной вперед (с
поворотом через
середину);
- легкий бег по
парам на
полупальцах по
кругу (девочка
выполняет
поворот под руку
на сильную долю
такта).
Занятие 58.
Танцевальная
комбинация,
основанная на
движениях
бального танца
(«Вальс»).

Занятие 59.
Движения ног:
Полонез:
- par полонеза;
- par полонеза (в
парах, по кругу).
Занятие 60.
Танцевальная
комбинация,
построенная на
основных шагах
(«Полонез»).

Занятие 61.
Движения ног:
Рок-н-ролл:
- основное
движение «Рок-нролл».
Танцевальная
комбинация
Занятие 62.
Движения ног:
Рок-н-ролл:
-прыжки в
стороны
«гармошка»
Танцевальная
комбинация
Диагностика

Занятие 63.
Движения ног:
Рок-н-ролл:
- шаги в сторону
«буратино».
Танцевальная
комбинация
Диагностика
Занятие 64.
Движения ног:
Рок-н-ролл :
- хоппы «танцующие
петушки».
Танцевальная
комбинация
Диагностика

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».