Вокал Образовательная программа планирования организации дополнительной образовательной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ
I Целевой раздел
1.1.
1.1.1.
1.2.
1.2.1.
1.3.
1.4.
1.5.

Пояснительная записка
Общие положения
Принципы, формы и методы работы
Принципы формирования примерного перечня произведений для слушания, исполнительства, детского творчества
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет
Цели и задачи рабочей программы
Планируемые результаты освоения детьми содержания образовательной программы

II Организационный раздел
2.1. Учебно - тематический план
2.2. Расписание занятий по реализации дополнительной образовательной программы вокальной студии «Карамелька»
2.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды
2.4. Формы организации образовательной деятельности
2.5. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания образовательной деятельности
2.6. Содержание взаимодействия с семьями воспитанников по реализации дополнительной образовательной программы вокальной
студии «Карамель»
III Содержательный раздел
3.1. Содержание образовательной деятельности по реализации дополнительной образовательной программы вокальной студии
«Карамель»
3.2. Перспективный план работы
IV Список литературы

I.
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального,
познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности:
интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух,
музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции,
обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический
процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы
голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с
удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения,
используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в
кровоснабжении, в том числе и органов дыхания, улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается
общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой вид музыкального жанра. Дети, воспринимая
характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение дает возможность
выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение
способствует развитию речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.
В процессе обучения пению развивается детский голос, а так же решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности
ребенка.
1.1.1. Общие положения
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 7 мая 2013 г.).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования". Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных
образовательных организаций"

- Конвенция о правах ребенка
- Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ-детский сад № 532.
В разработке данной программы использовались следующие методические разработки:
- Программа «Певческая школа» В.В. Емельянова
- «Методика интонационно – корректирующих упражнений» В.В. Емельянова
- «Методика работы над певческим дыханием. Гимнастика» А.Н Стрельниковой
Данная программа, в условиях дополнительного образования детей в МБДОУ «Детский сад № 532» , ориентирована на обучение детей
пению в возрасте от 3 до 7 лет, составлена с учетом требований, предъявляемых к дополнительному образованию, желания детей их
родителей, направлена на развитие у детей дошкольного возраста вокальных данных, творческих способностей, исполнительского
мастерства.
Вся работа по формированию вокальных навыков у детей проводится в три этапа:
1 этап – подготовительный – обследование детей (выявление общего диапазона, уровень музыкальности и усвоения певческих навыков)
2 этап – основной – работа с детьми по развитию вокальных навыков, музыкальных способностей, исполнительского мастерства.
3 этап – оценка эффективности проведенной работы.
Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс, формируется из различных программных сборников, представленных
в списке литературы. Репертуар является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с планом
реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий
1.2. Принципы, формы и методы работы
Программа соответствует следующим принципам:
Принцип воспитывающего обучения: воспитание любви к прекрасному в жизни и искусству, обогащение духовного мира детей.
У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми
соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей данной возрастной группы.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года;
постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое
восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое
восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным
репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его
голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс,

внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его
воспроизведением.
Формы:
 занятие – основная форма организации
 тематический концерт
 творческая встреча
 участие в конкурсах и фестивалях
Методы:
Наглядный: показ певческих приемов голосом;
Словесный: обсуждение, беседа, вопросы к детям по тексту;
Разучивания:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
 знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
 работа над вокальными и хоровыми навыками;
 проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение ансамблем и хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
 пение песни с полузакрытым ртом;
 пение песни на определенный слог;
 проговаривание согласных в конце слова;
 произношение слов шепотом в ритме песни;
 выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
 настраивание перед началом (пение тоники);
 остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
 анализ направления мелодии;
 использование элементов дирижирования;
 пение без сопровождения;
 зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
 выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
 образные упражнения;
 оценка качества исполнение песни.
 Оценка качества детского исполнения: должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает
ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

1.2.1. Принципы формирования перечня произведений для слушания, исполнительства, детского творчества:
 учета возрастных (физиологических, психологических) особенностей развития или доступности материала для слушания;
исполнительства, творчества детей;
 учета детских музыкальных предпочтений и интересов;
 учета эмоционального опыта;
 учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
 учета разнообразия задач, связанных с обогащением эмоционального опыта, развитием психических процессов – мышления,
воображения, музыкальных творческих способностей; процессом социализации детей;
 учета примерного календаря событий (праздников, развлечений, концертов, конкурсов)
Репертуар. Учебный репертуар составляется из произведений, позволяющих ребенку закрепить вокальные навыки, стабилизировать
наилучшее звукоформирование и звуковедение. Изучаемые произведения являются, с одной стороны, средством при работе над
вокальной техникой, но одновременно призваны знакомить ребенка с вокальной музыкой, развивать его музыкальный кругозор и
совершенствовать художественный вкус.
Требования к подбору репертуара:
Произведения должны подходить ученику по диапазону, тесситуре, качеству музыкального материала. При подборе репертуара
необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: возрастные, психофизические и эмоциональные, вокальные
данные, здоровье голосового аппарата. Преподаватель должен ясно представлять цель разучивания каждого произведения и те
навыки, которые при этом должен приобрести ребенок.
Репертуар должен соответствовать особенностям начального этапа обучения и иметь:
- яркую, контрастную, разнообразную и доступную для детского сознания образность;
- небольшой диапазон (в пределах кварты – октавы);
- короткие фразы (1-2, реже 2-4 такта);
- естественную фразировку (значимые по смыслу слова находятся в конце фраз; ударения в словах совпадают с сильными долями в
музыке);
- простой ритм, основанный на восьмых и четвертных длительностях;
- плавную (без широких скачков) и легко запоминающуюся мелодику;
- округлые гласные на высоких нотах («о», «а», а не «и», «е»);
- преимущественно нисходящее движение мелодии;
- куплетную форму.
На данном этапе рекомендуется исполнение произведений, где мелодия дублируется в аккомпанементе.
1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Особенности слуха и голоса детей 3 – 4 лет
На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на
музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные
чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них развивается музыкальное мышление и память, активно
развивается речь - она становится более связной. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают
знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут
вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей
лежит подражание взрослому.
Особенности слуха и голоса детей 4 – 5 лет
Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать
содержание музыкального произведения. У них накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт, наблюдаются музыкальные
предпочтения, закладываются основы музыкально - слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать
музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные
средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной
деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная
отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки
по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов). Накапливается опыт исполнительской
музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают
навыками исполнительства. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении
взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются
и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни, наблюдаются и творческие проявления. Дети с
удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности,
праздниках, развлечениях).
Особенности слуха и голоса детей 5 – 6 лет
Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное
влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по - прежнему
отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще не достаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им
звучание. Певческий диапазон в пределах (ре-до второй октавы). Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и
сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при пении, чтении стихов в сюжетно ролевой
игре и в повседневной жизни.
Особенности слуха и голоса детей 6 – 7 лет

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и
пение товарищей, появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно
развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки,
изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение
звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально - слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка.
Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому
форсированное пение следует исключить. «Крикливость» искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения.
Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные
данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание
становится более глубоким - это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей
расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах (ре-си), а целенаправленная, систематическая
работа позволяет расширить диапазон всех детей (до - ре второй октавы). Ритмический и динамический ансамбль, как правило отличается
слаженностью и не вызывает затруднений. Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического
слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между
тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что
ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
Ребята могут петь по долгу, однако это не всегда желательно. Взрослым необходимо постоянно заботится об охране детского голоса.
1.3. Цели и задачи рабочей программы
Цели:
 Создание условий для развития музыкально - творческих способностей детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста
средствами музыки, в процессе обучения пению.
 Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, развитие интереса к эстетической
стороне действительности, потребности детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении
художественного замысла в процессе занятий пением в вокальной студии.
Задачи:
 Развивать эмоциональную отзывчивость и музыкальные способности дошкольников.
 Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных
авторов.
 Совершенствовать певческий голос и вокально - слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и
динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса).
 Расширять певческий диапазон.



Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в
пении, сопереживанию.
 Способствовать пробуждению творческой активности детей.
 Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика
(дыхательные упражнения).
 Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.
1.5. Планируемые результаты освоения детьми содержания образовательной программы
Обучение вокалу в процессе занятий обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие дошкольников,
обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи;
воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в
социально значимой деятельности, в художественных проектах ДОУ, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы дети должны:
 приобрести опыт восприятия песен разного характера;
 проявлять устойчивый интерес к вокальному искусству;
 петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
 уметь правильно передавать мелодию в пределах ре1 - до2 октавы, чисто интонировать мелодию;
 различать звуки по высоте, слышать движение мелодии (поступенное и скачкообразное);
 точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок;
 уметь контролировать слухом качество пения;
 иметь правильную певческую установку;
 внятно произносить слова, понимая их смысл;
 правильно пропевать гласные звуки в словах и правильно произносить окончания слов;
 проявлять активность в песенном творчестве и исполнительстве;
 освоить первоначальные навыки работы с микрофоном.
В процессе обучения в вокальной студии репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации,
пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у детей артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в
мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически
использовать полученные умения и навыки, например - выступление вокального коллектива, сольных исполнителей с концертами на
мероприятиях.
Системно-деятельностный подход позволяет повысить эффективность образования по следующим показателям:





усвоение знаний детьми, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
существенное повышение мотивации и интереса к обучению;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
II.
Организационный раздел
Программа вокальной студии «Карамель» по развитию певческих способностей детей дошкольного возраста в условиях
дополнительного образования в ДОУ ориентирована на обучение детей пению с 3 до 7 лет и рассчитана на 1 год.
Состав вокальной студии формируется с учетом желания детей и результатами диагностики и их вокальных навыков.
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25 – 30 минут в определенные дни согласно расписанию.
Количество детей в группе не более 15 человек. Диагностика вокальных способностей детей проводится в начале и в конце учебного года
(октябрь – май). В течении учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках,
конкурсных выступлениях.
Объем программы

Направленность
дополнительного
образования
Художественно –
эстетическая

Название объединения

Возрастная группа

Количество занятий

Продолжительность
занятия

Вокальная студия
«Карамель»

Группа детей
дошкольного возраста от3
до 7 лет

В неделю

25 – 30 минут

2

В год
60

2.1.Учебно – тематический план
№ п/п
Тема

Количество часов
Теоретических
Практических
2
2
Музыкальная подготовка
8
2
6
7
2
5
8
2
6
Всего

1.

Вводное

2.
3.
4.

Развитие муз. слуха
Развитие муз. памяти
Развитие чувства
ритма

1.
2.
3.
4.
5.

Прослушивание
Певческая установка.
Дыхание
Дикция
Работа с ансамблем
Работа с солистами

Вокальная
2
5
8
10
10
Итого
60

работа

1
1

4

1
1
1

7
10
10

12

47

Примечание

2.2. Расписание занятий по реализации дополнительной образовательной программы вокальной студии «Карамель»
В МБДОУ – детский сад №532 на 2020 -2021 учебный год
Группа № 1
День недели
Время проведения
Место проведения
Руководитель
понедельник
18.00 – 18.25
Музыкальный зал
Бородина Л.А.
среда
18.00 – 18.25
Музыкальный зал
Бородина Л.А.
Группа № 2
День недели
Время проведения
Место проведения
Руководитель
вторник
18.00 – 18.25
Музыкальный зал
Бородина Л.А.
четверг
18.00 – 18.25
Музыкальный зал
Бородина Л.А.
Группа № 3
День недели
вторник
пятница

Время проведения
18.30 – 18.55
18.30 – 18.55

Место проведения
Музыкальный зал
Музыкальный зал

Руководитель
Бородина Л.А.
Бородина Л.А.

Группа № 3
День недели
понедельник
среда

Время проведения
18.30 – 18.25
18.00 – 18.55

Место проведения
Музыкальный зал
Музыкальный зал

Руководитель
Бородина Л.А.
Бородина Л.А.

2.3.Организация развивающей предметно – пространственной среды
Для реализации дополнительной образовательной программы вокальной студии «Карамель», в ДОУ сформирована предметно –
развивающая среда, соответствующая санитарным и методическим требованиям, имеется просторный и светлый музыкальный
зал, оснащенный необходимым материально – техническим обеспечением.
Оснащение
























Библиотека методической литературы, сборники нот
Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала
Музыкально-дидактические игры
Музыкальный центр
ПК, микшер, микрофоны, колонки
Разнообразные музыкальные инструменты для детей
Подборка СD - дисков с музыкальными произведениями
Различные виды театров
Ширма для кукольного театра
Детские, взрослые костюмы
Детские и хохломские стулья
Акустическая система Woldy -2
Микшерный пульт eurosound 1
Музыкальный центр «LG» 1
Микрофоны проводные и безпроводные
Стойки для микрофонов
Ноутбук Asus К55А1
Палас 4 – 6
Проектор BENQ MХ501 1
Экран настенный ScheenMedia SGM-4306
Электропианино;
Синтезатор 1шт;
Баян – 1шт;

































Балалайка – 1шт;
Гитара 6-струнная -1шт;
Ширмы разной высоты для театрализованной деятельности детей и взрослых;
Портреты русских и зарубежных композиторов;
Наглядно - иллюстративный материал:
- сюжетные картины;
- пейзажи (времена года);
- комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»);
Аудиодиски с записями музыкальных произведений классиков, русских и зарубежных
композиторов, песен и танцевальной музыки для детских праздников;
Детские и взрослые костюмы для театрализации;
Музыкально - дидактические игры;
Разноцветные шарфы;
Разноцветны платочки - 16 штук;
Маски-шапочки для театрализации игр и инсценировок;
Косынки разноцветные - 10 штук;
Детские музыкальные инструменты:
Комплект деревянных шумовых музыкальных инструментов для взрослых – 1шт;
Комплект деревянных шумовых музыкальных инструментов для детей– 1шт;
Комплект пластмассовых шумовых музыкальных инструментов для детей – 1шт;
Ударные инструменты:
Бубны большие – в количестве 2шт;
Бубны детские – в количестве 3шт;
Барабаны большие 2шт;
Барабаны детские – 3шт;
Деревянные ложки – 50шт;
Музыкальные треугольники – 8шт;
Металлофон (хроматический) - 1;шт
Маракасы – 29шт;
Свистульки – 4шт;
Дудочки – 6шт;










Дудочки с клавишами 2шт;
Детский саксофон – 2шт;
Губная гармошка – 4шт;
Тарелки – 7 пар;
Кастаньеты – 5шт;
Набор цветных колокольчиков – 1шт;
Колокольчики мет. – 20, пластмассовые – 23шт;
Погремушки – 48шт;

2.4. Формы организации образовательной деятельности
Формы проведения занятий

Структура традиционного музыкального
занятия

Формы образовательной деятельности с детьми





Традиционное занятие
Комплексное занятие
Интегрированное занятие с участием других
специалистов
1. Коммуникативная игра – приветствие
2.Артикуляционная гимнастика
3.Интонационно – фонетические упражнения
4.Скороговорки, чистоговорки
5.Упражнения для распевания (настройка певческих голосов)
6. Работа с песенным материалом
Непосредственно образовательная деятельность
Праздники и развлечения, концерты, конкурсы, фестивали
Индивидуальные музыкальные занятия

Формы подведения итогов реализации программы могут служить концертные выступления с показом отдельных номеров, а также
всей программы в целом и активное участие в различных исполнительских конкурсах.
2.5. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания образовательной деятельности
 «Ах, карнавал» (Праздники в детском саду+CD/ч.1);
 «Зимние забавы» (Праздники в детском саду);
 «Карнавал сказок-1» (Праздники в детском саду +CD);



























«Карнавал сказок-2» (Праздники в детском саду +CD);
«Левой-правой» (Марши в детском саду);
«Музыка и чудеса» (Музыкально – двигательные фантазии);
«Мы играем, рисуем, поем»;
«Топ-топ, каблучок» (Танцы в детском саду + CD/ ч.1);
«Топ-топ, каблучок» (Танцы в детском саду + CD ч.2);
«Этот удивительный ритм» (Развитие чувства ритма у детей + таблицы/папка/ комплект);
«Я живу в России» (Песни и стихи о Родине, мире и дружбе);
«Мы играем, рисуем, поём» (Комплексные занятия в детском саду);
«Пойди туда, не знаю куда» (Осенние праздники на основе фольклора).
«Потанцуй со мной, дружок» (Методическое пособие с аудиоприложением для музыкальных руководителей детских садов,
учителей музыки, педагогов). Библиотека программы «Ладушки» /– Изд. «Невская нота», 2010, 72 с.
«Умные пальчики» (Методическое пособие). Библиотека программы «Ладушки» /– Изд. «Невская нота», 2010, 72 с.
«Как у наших у ворот» (Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений).
М.Б./ФГОС ДО. «Музыкальное воспитание в детском саду» /4-5 лет ср..гр. Мозаика/МетПособ/БПрогрРожд/
Зацепина М.Б./ФГОС. «Музыкальное воспитание в детском саду» /2-7 лет Мозаика/ Программа/БПрогрРожд/
Вохринцева С. «Национальные костюмы народов России» (Методическое пособие с дидактическим материалом).
Минина Т.А. , Заботина О.П. «Музыкальный театр в детском саду»: Конспекты занятий. ФГТ в ДОУ./ М,: УЦ
«Перспектива», 2013. – 136 с.
Арсенина Е Н. «Музыкальные занятия»– Волгоград: Учитель, 2013. -335 с.
(Мл., ср., ст., подг. гр.)
«Музыкальное воспитание в детском саду». Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
«Использование фольклора в развитии дошкольника». – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 128 с.
Зацепина М.Б. «Культурно – досуговая деятельность в детском саду»/ Программа и методические рекомендации. – 2-е
испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 80 с.
Аджи А.И «Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада». / Воронеж: ООО «Метода», 2015. – 136 с.
Шубина О.В., Чайка, И.Г.. «Музыкальное развитие детей на основе народной культуры»: планирование, занятия,
развлечения. Старшая группа / – Волгоград: Учитель, 2016. – 125 с.
Анисимова М. В. «Музыка здоровья»: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. М.:ТЦ
Сфера, 2014. – 128 с.





















Лыкова И. А. Народный календарь: «Зима-Чародейка», «Осень золотая», «Весна -Красавица», «Лето Красное» /
Шипунова В.А. – М.: ООО ИД «Цветной мир», 2013, - 96 с.
Ладыгина Т.Б. «Стихи к весенним праздникам», «Стихи к зимним праздникам» /– М.: Сфера образования, 2015, 96 с.
Власенко О.П. «Театр кукол и игрушек в ДОУ» / – Волгоград: Учитель, 2009, - 266 с.
Барсукова Н.Г. «Музыка в детском саду»: планирование, тематические и комплексные занятия /– Изд, 2-е. Волгоград:
Учитель, 2013, 191 с.
Арсеневская О.Н. «Тематические праздники и развлечения»: комплексно-тематическое планирование, сценарии по
программе «От рождения до школы». Старшая группа /– Волгоград:
Учитель, 2014, 214 с.
«Открытые мероприятия для детей подг. гр. детского сада». Образовательная область «Речевое развитие». Воронеж: ООО
«Метода», 2015. – 280 с.
Аджи А.И. «Праздники в детском саду» / Авт.-сост. Г. А Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2004, 239 с.
Радынова О.П. «Песня, танец, марш». /– М.: ООО ТЦ «Сфера», 2010, 240 с.
Арсеневская. О.Н. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду». /– Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель,
2013, - 204 с.
Никонов С. «Русские народные песни». /– Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 1998, 256 с.
«Жили-были сказки»: Сценарии праздников. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 2001, 64 с.
«Праздники в детских садах»: Музыкальное сопровождение и оформление. – Волгоград:
Учитель, 2002, 66 с.
Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». /– М.: ООО Изд. «Скрипторий 2003»,2013, - 176 с.
Арсенина Е.Н.. «Музыкальные занятия». Старшая группа /– Волгоград: Учитель, 2013, - 348 с.
Толстикова О. В.,Савельева О.В, Иванова Т.В. «Современные педагогические технологии образования детей
дошкольного возраста»: методическое пособие \ – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014, 200 с.
Зацепина М.Б./ФГОС ДО. «Музыкальное воспитание в детском саду» /3-4 лет мл..гр. Мозаика/МетПособ/БПрогрРожд/

2.6. Содержание взаимодействия с семьями воспитанников по реализации дополнительной образовательной программы
вокальной студии «Карамель»
Взаимодействие с семьями воспитанников строится сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным
представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных
способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в дополнительной образовательной
деятельности детского сада. В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип
сотрудничества и взаимодействия, позволяющие решать следующие задачи:
- приобщение к участию в жизни детского сада;
- обобщения опыта семейного воспитания и повышения их музыкально – педагогической культуры.
Функциональное взаимодействие с родителями
Информационно – консультативная деятельность

Просветительская деятельность

Практико – ориентированная деятельность
Культурно – досуговая деятельность
Индивидуально – ориентированная деятельность

Формы взаимодействия с родителями
- Анкетирование, опрос родителей;
- Индивидуальные консультации;
- Интернет, сайт МБДОУ;
- Презентация достижений
- Лекции, беседы с родителями;
- Информационные буклеты по заявленным родителями
проблемам;
- Форум на сайте МБДОУ
Открытые занятия, детско – родительские проекты
Музыкальные праздники, конкурсы, фестивали
Коллективные творческие дела;
Реализация индивидуальных программ развития ребенка, в том числе
одаренного

III Содержательный раздел
3.1. Содержание образовательной деятельности по реализации дополнительной образовательной программы вокальной студии
«Карамель»
Каждое занятие в студии обязательно предполагает следующие виды деятельности, образующие его структуру:
Вокальное распевание, включающее упражнения на выработку правильного дыхания. Опоры звука, чистоты интонации, артикуляции,
вокального строя, чистого ансамблевого звучания;
 Работа над репертуарными произведениями;
 Просмотр видеозаписей выступлений детей на концертах, праздниках, конкурсах, фестивалях;
 Ознакомление с образцами отечественной вокальной музыки;
 Мероприятия воспитательно – познавательного характера.
Структура занятия
1. Распевание.
Работая над вокально – хорвыми навыками детей необходимо предварительно «распевать2 воспитанников в определенных упражнениях.
Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по
полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных
упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и
эмоциональная разминка перед началом работы – одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата. Варианты
упражнений, распевок могут быть совершенно разнообразными, они должны использоваться на усмотрение педагога. Такая, несколько
свободная форма в проведении вокальных занятий на начальном этапе должна все же содержать в себе некоторые ограничения, которые
должен контролировать педагог:
- нельзя перегружать голосовой аппарат ребенка (форсировать звук), так как в период роста ребенка это может привести к необратимым
последствиям: узлы на связках, их разрыв и т.д.
- нецелесообразно на начальном этапе ставить перед детьми серьезные вокальные задачи, например, правильно «округлять» звук и
использовать другие приемы, характерные для профессиональных вокалистов. Такие задачи не понятны детям. Они могут привести к
неприятию самого предмета изучения, а в отдельных случаях и к конфликту с педагогом. Гораздо важнее в этот период помочь ребенку
найти свой собственный естественный голос, о существовании которого он, может быть, и не подозревал, научить его правильно слышать
себя и лишь затем, постепенно и очень аккуратно начинать его развитие.

На первом этапе обучения следует вести систематическую работу по формированию правильного певческого звучания средней части
диапазона голоса. В процессе обучения вокальные упражнения нужно подбирать в соответствии с уровнем развития ребенка. Разрабатывая
правильный певческий тон на legato, нужно следить, чтобы ребенок пел свободно, естественно, без всякого напряжения: сначала на
небольшом участке диапазона, ведя звук плавно, без портаменто («подъездов»), постепенно удлиняя упражнения, соответственно с
возрастающими возможностями ребенка.
2. Пауза.
Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1 -2 минуты (физминутка).
3. Основная часть.
Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодических отрывков
по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
Работа с микрофоном. Учитывая специфику эстрадного жанра, где пение в микрофон является обязательным, то и обучение эстрадному
сольному пению необходимо строить, учитывая эти особенности.
На первых порах дети, не имевшие опыта пения в микрофон, боятся своего голоса, т.к. громкость звучания голоса намного усилена через
музыкальную аппаратуру. Они начинают петь тихо, в результате получается не пение, а декламация. Чтобы этого не происходило, надо
вести обучение параллельно: разогрев аппарата, распевание, пение упражнений, разучивание произведений без микрофона, а когда
начальный этап разучивания произведения освоен, переходить к пению в микрофон, следя, чтобы вокальная техника не подменялась
мелодекламацией.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над
выразительным артистичным исполнением.
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если
песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными,
повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в
зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает
ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Для освоения воспитанниками полного курса программы вокальной студии используются следующие методы:
 Словесный – объяснение вокально – технических приемов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся
исполнителей и т.д.
 Наглядный – демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио иллюстраций, видео примеров.
 Репродуктивный – метод показа и подражания.
 Проблемный – нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа
исполняемого произведения.
 Творческий – определяет качественно – результативный показатель практического воплощения программы. Благодаря ему,
проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ребенка.
 Импровизации и сценического движения – это один из основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене,
умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями), его использование помогает
поднять исполнительское мастерство.
Музыкальные произведения могут исполняться a capella, в микрофон, под фонограмму «минус», фортепиано, клавишного синтезатора и др.
Дети могут выступать сольно, в дуэте, трио и т. д., так и в роли «бэк - вокала».
Главной задачей обучения детей вокалу является научить детей петь, т. е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом, а
также:
 Формирование интереса к вокальному искусству.
 Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон.
 Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
 Развитие умений различать звуки по высоте;
 Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.
 Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
 Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
 Совершенствование вокально - хоровых навыков;
 Формирование красивой осанки, правильной походки;
 Совершенствование чувства ритма, музыкальности;
 Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры поведения во время занятий, культурно - досуговой и концертной
деятельности;

 Совершенствование певческого голоса, вокально - слуховой координации;
 Закрепление практических навыков выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы.
 Формирование умения брать дыхание и удерживать его до конца фразы;
 Закрепление умения петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Оздоровительные:
 Создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка;
 Формирование привычки к здоровому образу жизни;
 Укрепление голосового аппарата.
Основные направления работы по совершенствованию голосового аппарата
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу
по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой
личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и
метроритмического чувства включает решению следующих задач:
1. Певческая установка. Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом
корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд,
не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит
при пении стоя.
2. Дыхание. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространен брюшной тип
дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при
этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние ребра. Дыхательный процесс содержит много
индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне - физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны
три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажженную свечу).
С приемами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринужденно. С помощью
дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое
дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при
голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти.
Навык брать дыхание через нос при пении упражнений дает ребенку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным
вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьесберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от
заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха
необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание
расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для
развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.
3. Артикуляционная работа. Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь
связно, красивым, округленным и ровным звуком.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование
упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округленности звучания.
Гласный «о» близок к «а», но более затемнен по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении
на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также
наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения
тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной «у», при исполнении кото рого
ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» дает
возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:
а) добиваться округленности звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое небо и во рту создается ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й»,
который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача - научить детей связному и отчетливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и
дикции. Четкость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого неба. Чёткое формирование согласных
«д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого неба. Согласные «б, п,
г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого неба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер
атаки звука (мягкой или твердой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным
«д».
4. Выработка подвижности голоса. Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции.
Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением
или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь
упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей. Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных
звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона
следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту

зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным,
«крикливым» звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма. Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приемов по
преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет
выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения. Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям
прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в
песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.
8.Работа над чистотой интонирования. Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты
интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием дает возможность в короткое время проверить уровень
музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поет правильно, а кто нет. Этот прием помогает
активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь
активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a capella должны быть сформированы на маленьких
несложных попевках и песнях. Исполнение a capella способствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную
тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным
проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение.
Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание
мелодии в форме « легато» и «стаккато».
9.Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к
слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путем одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение
в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры. Подбирать репертуар для детей, согласно их певческим и возрастным возможностям.
Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических
упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально - хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной
выразительности и созданию сценического образа.
Предполагаемый результат – к концу года ребенок умеет:
 Проявлять интерес к вокальному искусству;
 Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня);
 Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты), а также движение мелодии вверх и вниз;








Петь, эмоционально передавая музыкальный образ, без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова,
своевременно начинать и заканчивать песню;
Петь в сопровождении музыкального инструмента;
Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки;
Самостоятельно инсценировать содержание песен;
Петь без помощи музыкального руководителя;
Достаточно уверенно выступать на сцене.

Примерный список произведений для распевания, дыхания, артикуляции:
«В гости»
«Здравствуйте» М. Картушина
Упражнения:
«Обезьянки».
«Веселый язычок»
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности
Игра со звуком: «Волшебная коробочка»
« Няня мылом мыла Милу…»
«Сорок сорок ели сырок…»
«Шла Саша…»
«Чудо-лесенка»
«Машина»- вибрация губ
«Самолет»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)
«Паровоз» (короткий вдох, долгий выдох)
«Самолеты», «Самолет летит» М. Картушиной.
«Мороз» (по методу Емельянова) «Крик ослика» (Й – а...)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар)
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котенок» (Мяу жалобно)

.«Песенка про папу» В.Шаинского
«Модницы» И.Ростовцева
Теремок» Л.Олифировой
«Вот такая чепуха» И.Рыбкиной
«Мамочка моя» А.Ермолаева»
«Пешки-ложки» Ю. Турнянского
«Да и нет» В.Н.Петрушина.
«Стрекоза и рыбка»
«Кот и петух» А.Евтодьевой
«Лошадка» (амер. нар.песня)
«Что такое семья?» Е.Гомоновой
«Любимый детский сад» К.Костина
«В самый первый раз» Н.Разуваевой.

Примерный список произведений для ознакомления с образцами вокальной музыки
1. "Веселая мышка" сл. и муз. А. Усачева
2. "Лягушенция" сл. и. муз. П. Синявского
3. "Непоседа" сл. С. Михалкова, муз. О. Юдахиной
4. "Гномик" сл. Г. Новинской, муз. О. Юдахиной
5. "Кораблик" сл. С. Маршака, муз. О. Юдахиной
6. "Доктор Айболит" сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой
7. "Дождик" сл. Б. Заходера, муз. О. Юдахиной
8. "Лунный кораблик" сл. и муз. П. Синявского
9. "Любитель - рыболов" сл. А. Барто, муз. М. Старокдомского
10. "Самая счастливая" сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова
11. "Шиворот - навыворот" сл. И. Резника, муз. О. Юдахиной
12. "Радуга" сл. В. Ключникова, муз. О. Юдахиной
13. "Собачья площадка" сл. Н. Соловьевой, муз. О. Юдахиной
14. "Кашалотик" сл. И. Резника, муз. Р. Паулса
15. "Смешной человечек" сл. П. Синявского, муз. А. Журбина
16. "Пряничная песенка" сл. П. Синявского, муз. А. Журбина

17. "Песенка мамонтенка" сл. Д. Непомнящей, муз. В. Шаинского
18. "Рыжик" сл. Б. Климчук, муз. А. Эппель
19. "Милая мама" сл. Ф. Филиппенко, муз. Т. Волгиной
20. "Маленькая колдунья" сл. и муз. Ю. Верижникова
21. "Секрет" сл. и муз. В. Тюльканова
22. "Добрый пес" сл. и муз. Г. Вихаревой

3.2. Перспективный план работы с детьми
Октябрь
Содержание работы
1.
Коммуникативная
играприветствие.
2.Артикуляционная гимнастика
по системе В. Емельянова.
3.Интонационно-фонетические
упражнения.
4.Скороговорки. Чистоговорки.
5. Упражнения для распевания.
6. Песни.

Задачи
Освоение
пространства,
установление
контактов,
психологическая
настройка
на
работу.
Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и согласных
звуков. Следить за правильной
певческой артикуляцией.
Учить детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный
аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,

Музыкальный материал
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» М.Картушина.
«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолет»- на звук «У»
(протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая
голос)
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
1. «Говорил попугай попугаю».
2. «Тигры».
3. «Вез корабль карамель».
4. «Кит-рыба».
1. «Жила была мама, звали ее гамма»
2. «Птичка и Лиса»
3. «Машенька и Медведь»
А.Евтодьевой
«Капризка - дождик» Л.Некрасова

восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
Упражнять
детей
в
чистом
интонировании
поступенного
и
скачкообразного движения мелодии
вверх и вниз.
Учить детей петь естественным
голосом, без напряжения, правильно
брать дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
Учить детей исполнять песни лёгким
звуком в подвижном темпе и
напевно в умеренном;
Петь
естественным
звуком,
выразительно, выполнять логические
ударения в музыкальных фразах,
отчётливо пропевать гласные и
согласные в словах.
Учить детей исполнять песни
а капелла.
Количество занятий – 8
Ноябрь
Содержание работы
1. Игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика
по системе В. Емельянова.
3.Интонационно-фонетические
упражнения.

Задачи

Музыкальный материал

Психологическая
настройка
на Упражнения:
занятие.
1. «В гости».
Подготовка голосового аппарата к 2. «Здравствуйте».
дыхательным,
звуковым
играм, М. Картушина.
пению. Способствовать правильному Упражнения:

охране
и
4.Скороговорки. Чистоговорки. звукообразованию,
укреплению здоровья детей.
5 Упражнения для распевания.
Упражнять в точном интонировании
6. Пение.
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и согласных
звуков. Формировать звучание голоса
ближе к фальцетному. Следить за
правильной певческой артикуляцией.
Учить детей четко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный
аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
Расширять диапазон детского голоса.
Учить точно попадать на первый
звук.
Слышать
и
передавать
поступенное
и
скачкообразное
движение мелодии. Самостоятельно
попадать в тонику.
1. Продолжать учить детей петь
естественным
голосом,
без
напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными
фразами и перед началом пения;
2. Петь выразительно, передавая
динамику не только куплета к
куплету, но и по музыкальным

1. «Обезьянки».
2. «Веселый язычок».
Пропевание гласных
Ква-Квэ-кву» в разной последовательности.
1. Няня мылом мыла Милу…»
2. «Сорок сорок ели сырок…»
3. Знакомый материал.
1. «Фокус-покус».
2. «Чудо-лесенка».
3. «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой
«Песня сладкоежек» А.Ермолов

фразам;
3.
Выполнять
паузы,
точно
передавать ритмический рисунок,
делать
логические
(смысловые)
ударения в соответствии с текстом
песен;
4. Петь легким, подвижным звуком,
напевно, широко, с музыкальным
сопровождением и без него.
Количество занятий - 8

Содержание работы
1. Коммуникативная играприветствие.
2.Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.
3.Интонационнофонетические упражнения.
4.Скороговорки, стихи.
5.Упражнения
для
распевания.
6. Пение.

Декабрь
Задачи
Музыкальный материал
Освоение пространства, установление 1. «Приветствие»
контактов, психологическая настройка Модель И. Евдокимовой.
на работу.
2. «Здравствуйте» Картушина.
Развивать
певческий
голос, «Лошадка» - прищелкивание, язычок;
способствовать
правильному «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;
звукообразованию,
охране
и «Машина»- вибрация губ. «Самолет»- на звук «У»
укреплению
здоровья
детей. (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая
Подготовить речевой аппарат к работе голос).
над развитием голоса.
Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной
Учить детей «рисовать» голосом, последовательности
изображать звуковой кластер;
«По волнам», «Качели»,
Учить детей соотносить своё пение с «По кочкам».
показом рук, добиваясь при этом Проговаривание текста песен, попевок.
осмысленного,
эстетичного, «Уточка»,
выразительного
и
разнообразного «На дворе трава».
музыкального действия. Использовать Знакомый репертуар.
карточки для работы руками по «Храбрый портняжка»,
извлечению звука.
«Золушка и сестры» А.Евтодьевой,
Учить детей чеко проговаривать текст, «Гроза»

включая в работу артикуляционный Знакомый репертуар.
аппарат; Развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную отзывчивость. «Эх, русская метель» р.н.п.
Учить детей использовать различные
эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивленно и т.д.
Закреплять у детей умение чисто
интонировать
при
поступенном
движении
мелодии,
удерживать
интонацию на одном повторяющемся
звуке; точно интонировать интервалы.
Упражнять
в
точной
передаче
ритмического
рисунка
мелодии
хлопками во время пения.
Побуждать детей к активной вокальной
деятельности.
Учить детей петь в унисон, а капелла.
Отрабатывать
перенос
согласных,
тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
Развивать у детей умение петь под
фонограмму.
Формировать сценическую культуру
(культуру речи и движения).
Количество занятий – 8
Январь
Содержание работы
Задачи
Музыкальный материал
1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление «Приветствие»
контактов, психологическая настройка на Модель И. Евдокимовой.
приветствие.
работу.
«Здравствуйте» Картушина.
2.Артикуляционная
речевой
аппарат
к Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю
гимнастика по системе В. Подготовить

Емельянова.
3.Интонационнофонопедические
упражнения.
4. Скороговорки.
Стихи.
5.Упражнения для
распевания.
6. Пение

дыхательным
и
звуковым
играм.
Развивать дикцию и артикуляцию.
Учит детей ощущать и передавать
интонацию в пении упражнений. Учить
детей «рисовать» голосом, пропевать
ультразвук. Учить детей соотносить своё
пение с показом рук, добиваясь при этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки для работы руками по
извлечению звука.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат.
Формировать
слуховое
восприятие. Учить детей использовать
различные эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково, удивлённо
Продолжать работу над развитием голоса
детей.
Петь
плавно,
добиваясь
чистоты звучания каждого интервала
1. Продолжать учить детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2. Совершенствовать умение вовремя
начинать пение после музыкального
вступления, точно попадая на первый
звук;
4. Чисто интонировать в заданном
диапазоне;

губу). Упр. «Я обиделся»,
«Я радуюсь».
«Крик ослика» (Й – а...)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).
Чтение текста песен.
Знакомый репертуар.
1. «Волк и красная шапочка»
2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой
Повторение знакомых песен
«Моя семья» Макаров

5. Закреплять навыки хорового и
индивидуального пения с музыкальным
сопровождением и без него.
6. Совершенствовать исполнительское
мастерство.
7. Учить детей работать с микрофоном.
Количество занятий – 6
Февраль
Содержание работы
Задачи
1.
Коммуникативная
игра- Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка
приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика на работу.
Развивать
певческий
голос,
по системе В. Емельянова.
правильному
3.Интонационно-фонопедические способствовать
звукообразованию,
охране
и
упражнения.
4.Скороговорки. Чистоговорки. укреплению здоровья детей.
Учить детей выполнять голосом
5. Упражнения для распевания.
глиссандо снизу вверх и сверху вниз с
6. Песни.
показом движения рукой. Исполнять в
среднем и низком регистрах.
Учить детей долго тянуть звук - У меняя при этом силу звучания.
Развивать ритмический слух.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат; Проговаривать с разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не повышая
голоса), интонацией (обыгрывать образ
и показывать действия).

Музыкальный материал
«Приветствие»
Модель И. Евдокимовой.
«Здравствуйте» Картушина.
Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У»
(протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая
голос)
«Самолеты», «Самолет летит» М. Картушиной.
«Мороз» (по методу Емельянова)
«Вез корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шел»
«Думал – думал»
1. «Три медведя» А.Евтодьевой
Знакомые распевки.
1. «Папа и дочь» Саманта

Упражнять детей во взятии глубокого
дыхания.
Развивать
артикуляцию,
прикрытый звук.
1. Уточнить умение детей вовремя
вступать
после
музыкального
вступления, точно попадая на первый
звук;
2.Чисто интонировать в заданном
диапазоне.
3.Совершенствовать умение детей петь
с динамическими оттенками, не
форсируя звук при усилении звучания.
4.
Развивать
вокальный
слух,
исполнительское мастерство, навыки
эмоциональной выразительности.
5.Учить детей работать с микрофоном.
Количество занятий – 8
Март
Содержание работы
Задачи
Музыкальный материал
Психологическая настройка на занятие. Упражнение:
1. Игра-приветствие.
2.Артикуляционная гимнастика Подготовка голосового аппарата к «В гости».
дыхательным, звуковым играм, пению.
«Здравствуйте»
по системе В. Емельянова.
правильному М. Картушина.
3.Интонационно-фонопедические Способствовать
звукообразованию,
охране
и Упражнения:
упражнения.
укреплению здоровья детей.
«Обезьянки».
4.Чистоговорки.
Формировать звучание голоса в разных «Веселый язычок».
5. Упражнения для распевания.
регистрах, показывая высоту звука Знакомый репертуар.
6. Пение.
рукой. Следить
за
правильной «Лягушка и кукушка»
певческой артикуляцией.
«Няня мылом мыла Милу…»
Учить детей чётко проговаривать текст, «Сорок сорок ели сырок…»
включая в работу артикуляционный «Шла Саша…»
аппарат; Проговаривать с разной Знакомый материал.
интонацией (удивление, повествование, 1. «Теремок» Л.Олифировой

вопрос, восклицание), темпом (с
ускорением и замедлением, не повышая
голоса), интонацией (обыгрывать образ
и показывать действия). Петь на одном
звуке.
Расширять диапазон детского голоса.
Учить детей точно попадать на первый
звук. Самостоятельно попадать в
тонику. Развивать «цепное» дыхание,
уметь интонировать на одном звуке.
Учить связывать звуки в «легато».
Побуждать детей к активной вокальной
деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а
капелла, пропевать звуки, используя
движения рук.
Отрабатывать
перенос
согласных,
тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у детей
петь под фонограмму и с микрофоном.
Формировать сценическую культуру
(культуру речи и движения).

2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной
«Рано утром просыпаюсь я от
Ж.Колмагорова
«Любимая мама»
Сл.Балахоненковой

Количество занятий -8

Содержание работы
1.
Коммуникативная
играприветствие.
2.Артикуляционная гимнастика
по системе В. Емельянова.

Апрель
Задачи
Музыкальный материал
Освоение пространства, установление 1. «Приветствие»
контактов, психологическая настройка Модель И. Евдокимовой.
на работу.
2. «Здравствуйте» Картушина.
Развивать
певческий
голос, «Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

глаз

твоих»

3.Интонационно-фонетические
упражнения.
4.Скороговорки, стихи.
5. Упражнения для распевания.
6. Пение.

способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить речевой аппарат к работе
над развитием голоса.
Формировать более прочный навык
дыхания,
укреплять
дыхательные
мышцы, способствовать появлению
ощущения
опоры
на
дыхании,
тренировать артикуляционный аппарат.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат. Развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную отзывчивость.
Формировать слуховое восприятие.
Учить детей использовать различные
эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивленно и т.д.
Добиваться более легкого звучания;
развивать подвижность голоса.
Удерживать интонацию на одном
повторяющемся
звуке;
точно
интонировать интервалы. Упражнять в
точной передаче ритмического рисунка
мелодии хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение
детей, уметь раскрепощаться.
Продолжать
учить
детей
петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно брать дыхание между
музыкальными фразами, и перед
началом пения.
Чисто
интонировать
в заданном

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация губ. «Самолет»- на звук «У»
(протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая
голос).
Проговаривание текста песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
«Я хороший»,
«Да и нет» В.Н.Петрушина.
1. «Стрекоза и рыбка»
2. «Кот и петух» А.Евтодьевой
«Мир музыки»Сл.и муз. В.Машечковой
Шарики воздушные»А.Петряшева

диапазоне.
Закреплять
навыки
хорового
и
индивидуального
выразительного
пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать обучать детей работать с
микрофоном.
Количество занятий -8
Май
Содержание работы
Задачи
Музыкальный материал
1.
Коммуникативная
игра- Освоение пространства, установление 1. «Приветствие»
контактов, психологическая настройка Модель И. Евдокимовой.
приветствие.
2. «Здравствуйте» Картушина.
2.Артикуляционная гимнастика на работу.
Закреплять
работу
по «Прогулка» М. Лазарев.
по системе В. Емельянова.
развитию
певческого
голоса, Проговаривание текста песен, попевок.
3.Интонационно-фонетические
способствовать
правильному Знакомый репертуар.
упражнения.
звукообразованию,
охране
и «Только смеяться»,
4.Скороговорки, стихи.
укреплению
здоровья
детей. «Я хороший»,
5.Упражнения для распевания.
Подготовить речевой аппарат к работе Знакомый репертуар.
6. Пение.
над развитием голоса.
«Мир музыки», «Капризка дождик», «Песня
Закреплять умение выстраивать голосом сладкоежек», «Песня о семье», «Шарики воздушные»,
звуковую линию;
«Мама», «Папа и дочь»
Закреплять умение детей соотносить Отчетный концерт
своё пение с показом рук, добиваясь
при этом осмысленного, эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки для работы руками по
извлечению звука.
Закреплять
умение
детей
четко
проговаривать текст, включая в работу
артикуляционный аппарат; Развивать
образное
мышление,
мимику,

эмоциональную
отзывчивость. Использовать различные
эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивленно и т.д.
Повысить жизненный тонус, настроение
детей, эмоциональное благополучие,
уметь
раскрепощаться.
Закреплять
вокальные навыки детей.
Совершенствовать вокальные навыки:
1. Петь естественным звуком без
напряжения;
2. Чисто интонировать в удобном
диапазоне;
3. Петь а капелла, под аккомпанемент,
под фонограмму;
4. Слышать и оценивать правильное и
неправильное пение;
5. Самостоятельно попадать в тонику;
6. Самостоятельно
использовать
навыки
исполнительского
мастерства, сценической культуры.
Количество занятий – 8
Перспективный план работы с родителями
Мероприятия
Анкетирование с целью выявления уровня осведомленности
о вокальной студии «Карамель».
Выступление на родительском собрании с презентацией.
Ознакомление с работой студии, цели и задачи.

Дата
сентябрь

Ответственный
Музыкальный руководитель, воспитатели,
Зам. Зав. по ВМР

октябрь

Музыкальный руководитель, воспитатели,

Показ открытого занятия (мастер – класс)

Зам. Зав. по ВМР

Концерт, посвященный Дню Матери
Консультации на темы:
 «Как охранять детский голос»
 «О колыбельных песнях и их необходимости»
 «Как развивать музыкальный слух у ребенка»
 «Музыка и дети, музыкотерапия»

Музыкальный руководитель, воспитатели,
Зам. Зав. по ВМР

Привлечение родителей к изготовлению костюмов для
выступления на Новогодних праздниках
Помощь родителям по созданию предметно - развивающей
среды в семье и соблюдение охраны детского голоса
Привлечение родителей к совместной подготовке
выступлению детей на конкурсах и фестивалях:
«Изюминка», «Калейдоскоп талантов»
Оказание информационной поддержки родителям и
заинтересованность в проявлении таланта детей
Совместная подготовка к выступлению детей на конкурсе к
Дню Победы
Отчетный концерт вокальной студии «Карамель»
Совместная подготовка к выступлению детей на выпускных
праздниках, День защиты детей, День России

ноябрь
в течение года

декабрь
январь
февраль - март

в течение года

Музыкальный руководитель, воспитатели,
Зам. Зав. по ВМР
Музыкальный руководитель, воспитатели,
Зам. Зав. по ВМР
Музыкальный руководитель, воспитатели
Зам. Зав. по ВМР
Музыкальный руководитель, воспитатели
Зам. Зав. по ВМР

апрель
май
июнь

Музыкальный руководитель, воспитатели
Зам. Зав. по ВМР




























Список литературы
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
Парциальная программа «Мы живем на Урале» О. В. Толстикова, О. В. Савельева.
Парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» под редакцией И. Каплуновой, И.
Новоскольцевой. 2010 г. Санкт-Петербург», 2003, 80 с.
Каплунова И.М., И.Новоскольцева/ Композитор /Пособ/Ладушки/:
Программа «Певческая школа» В.В. Емельянова
- «Методика интонационно – корректирующих упражнений» В.В. Емельянова
- «Методика работы над певческим дыханием. Гимнастика» А.Н Стрельниково Картушина М. Ю.
«Вокально-хоровая работа в детском саду». /– М.: ООО Изд. «Скрипторий 2003»,2013, - 176 с.
«Ах, карнавал» (Праздники в детском саду+CD/ч.1);
«Зимние забавы» (Праздники в детском саду);
«Карнавал сказок-1» (Праздники в детском саду +CD);
«Карнавал сказок-2» (Праздники в детском саду +CD);
«Левой-правой» (Марши в детском саду);
«Музыка и чудеса» (Музыкально – двигательные фантазии);
«Мы играем, рисуем, поем»;
«Топ-топ, каблучок» (Танцы в детском саду + CD/ ч.1);
«Топ-топ, каблучок» (Танцы в детском саду + CD ч.2);
«Этот удивительный ритм» (Развитие чувства ритма у детей + таблицы/папка/ комплект);
«Я живу в России» (Песни и стихи о Родине, мире и дружбе);
«Мы играем, рисуем, поём» (Комплексные занятия в детском саду);
«Пойди туда, не знаю куда» (Осенние праздники на основе фольклора).
«Потанцуй со мной, дружок» (Методическое пособие с аудиоприложением для музыкальных руководителей детских садов, учителей
музыки, педагогов). Библиотека программы «Ладушки» /– Изд. «Невская нота», 2010, 72 с.
«Умные пальчики» (Методическое пособие). Библиотека программы «Ладушки» /– Изд. «Невская нота», 2010, 72 с.
«Как у наших у ворот» (Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений).
«Использование фольклора в развитии дошкольника». – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 128 с.


















Аджи А.И «Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада». / Воронеж: ООО «Метода», 2015. – 136 с.
Шубина О.В., Чайка, И.Г.. «Музыкальное развитие детей на основе народной культуры»: планирование, занятия, развлечения.
Старшая группа / – Волгоград: Учитель, 2016. – 125 с.
Анисимова М. В. «Музыка здоровья»: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2014.
– 128 с.
Лыкова И. А. Народный календарь: «Зима - Чародейка», «Осень золотая», «Весна -Красавица», «Лето Красное» /
Шипунова В.А. – М.: ООО ИД «Цветной мир», 2013, - 96 с.
Арсеневская О.Н. «Тематические праздники и развлечения»: комплексно-тематическое планирование, сценарии по программе «От
рождения до школы». Старшая группа /– Волгоград:
Учитель, 2014, 214 с.
«Открытые мероприятия для детей подг. гр. детского сада». Образовательная область «Речевое развитие». Воронеж: ООО «Метода»,
2015. – 280 с.
Аджи А.И. «Праздники в детском саду» / Авт.-сост. Г. А Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2004, 239 с.
Радынова О.П. «Песня, танец, марш». /– М.: ООО ТЦ «Сфера», 2010, 240 с.
Арсеневская. О.Н. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду». /– Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013, - 204 с.
Никонов С. «Русские народные песни». /– Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 1998, 256 с.
«Жили-были сказки»: Сценарии праздников. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 2001, 64 с.
«Праздники в детских садах»: Музыкальное сопровождение и оформление. – Волгоград:
Учитель, 2002, 66 с.
Толстикова О. В., Савельева О.В, Иванова Т.В. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного
возраста»: методическое пособие \ – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014, 200 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».