В игры играем! Внимание у детей развиваем!
06.11.2025
«Какая ты
невнимательная!», «Ты все время витаешь в облаках»,
«О чём ты думаешь?!» - как часто мы говорим подобное своим детям.
Нам кажется, что дети не умеют концентрировать внимание, считаем их
рассеянными. Но давайте подумаем и ещё раз проговорим свои упреки, но уже
мысленно. Ну как? Ответ очевиден? Конечно! Получается, что ребёнок
сосредоточен, только его внимание направлено на более значимые для него, а не
для нас вещи.
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации
и неприятие лишней.
Так же выделяют три
основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, после произвольное.
Непроизвольное внимание
возникает само собой, без усилий ребенка на его возникновение и сохранение.
Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект
перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что
ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для
него занятием. Психологи считают, чем лучше развита речь у ребенка дошкольного
возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию
способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый
принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.
Если ребенок
увлекается игрой или выполнением задания, ему уже не требуется прилагать усилия
для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в после
произвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов
внимания.
Большинство родителей,
в семье которых есть дошкольники, слышали фразу: "Для того, чтобы ребёнок
успешно учился в школе, он должен быть хорошо подготовлен. " Но далеко не
все задумываются о том, что значит "готов к школе", и очень многие,
заблуждаясь, начинают "готовить" своего ребёнка, заставляя его
учиться читать, считать и писать.
Всем известно: для
того, чтобы построить дом, нужно заложить надёжный фундамент, и уже на нём
возводить само здание. Тоже самое и в обучении - если есть, т. е. хорошо
развиты память, внимание, умение мыслить и рассуждать, сформирована учебная
мотивация, то можно с уверенностью сказать о его успешном обучении в школе.
Одним из показателей
готовности ребёнка к школе является устойчивое, произвольное внимание. Произвольное
внимание малыша двух - двух с половиной лет составляет не более трёх минут. Это
то время, на которое ребёнок может сосредоточиться в этом возрасте. К
дошкольному возрасту объём произвольного внимания возрастает, в среднем, до
двадцати минут. В норме, в 6 - 7 лет ребёнок уже вполне может спокойно сидеть,
слушать взрослого, выполнять различные задания по инструкции и самостоятельно. Но
как добиться, чтобы ваш ребёнок умел сосредоточиться, слушать, наблюдать, был
терпелив и внимателен?
Есть дети - те, которым
тяжело сосредоточиться, усидеть на месте, дослушать до конца. Что же делать,
если у вашего ребёнка внимание кратковременное, ему трудно сконцентрироваться?
Не спешите отчаиваться. Существует много игр, упражнений, которые помогут
развить внимание. Попробуйте, начните, и результат не заставит се себя ждать!
«Что изменилось?»
Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые
расставляются в ряд на столе.
Ребенок должен запомнить, как расставлены предметы, а затем отвернуться.
Взрослый меняет местами некоторые предметы и предлагает ребенку узнать, что
изменилось.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и памяти.
Оборудование: могут быть использованы картинки, предметы, которые
расставляются в ряд на столе.
Проводиться аналогично предыдущей, но предметы убираются из поля зрения
ребенка.
«Работа с корректурными
пробами»
Корректурная проба – лист бумаги, на котором рядами изображены
различные геометрические фигуры. Ребенку предлагают зачеркнуть какую-либо
фигурку, затем одну зачеркнуть, а другую обвести в кружок. В дальнейшем можно
давать задания на четыре и более фигур.
«Таинственные шумы»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: различные шумящие предметы (пластмассовая коробочка с
горошинами, два камешка, молоточек и т.д.)
Ребенок должен рассмотреть эти предметы. Поиграть с ними, послушать звуки.
Затем взрослый за спиной ребенка издает 2 различных шума, а ребенок должен
узнать, чем шумели. Со временем предметов может стать больше.
«Найди дорожку»
Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.
Оборудование: палочка, бланк с изображением простого
лабиринта.
Инструкция: «Посмотри на рисунок, на нем изображен
лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти
по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт
необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта,
не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».
«Хлоп-топ»
Цель: развитие внимания и фонематического слуха.
Когда слышишь звук А – хлопни в ладоши, звук О – топни ногой, звук У – стукни
кулаком об кулак и т.д. задания можно придумывать самостоятельно. После усвоения
игры можно поменять задание: взрослый показывает движение, а ребенок называет
звук.
«Построй дорожку»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: таблица с различным расположением геометрических
фигур по строчкам, фишки.
Описание: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до
определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку,
необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические
фигуры.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою
сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками
слева направо:
а) все треугольники (круги, квадраты);
б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то
рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на
которые он должен ориентироваться при выполнении задания. Проанализируйте
ошибки вместе с ребенком. Устройте игру в виде соревнования.
«Найди тень»
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею
тени.
Описание: Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и
четырех его теней; рыцаря и трех его теней
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен
рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».
«Строители»
Цель: развитие концентрации и распределения внимания.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых –
образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой
карандаш.
Описание: Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими
элементы башни. Первый рисунок – образец, остальные три отличны между собой и
образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка
соответствовали образцу.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом
из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не
дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так,
чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».
«Быстрее нарисуй»
Цель: развитие умения переключать внимание.
Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с
изображением по строчкам знакомых детям предметов.
Описание: Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам
знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к
каждому из изображенных предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у
каждого яблока листик, а на каждом домике окошко. Приступай к выполнению
задания».
Примечание: Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с
ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.
«Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и
распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих
различия.
Описание: Ребенку предлагаются:
а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;
б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от
друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены
две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо
быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
«Что изменилось»
Переставьте в комнате какие-нибудь предметы (вазочку, стул,
статуэтку) Спросите ребёнка: "Что сегодня изменилось? "Если ребёнок
сразу не может ответить, задайте ему вопросы - подсказки: "Какой предмет
стоит не на своём месте? ", "Где вазочка?
«Найди отличия»
Для этой игры нужны парные картинки, в которых не совпадают какие
- то детали. Подобные задания часто печатают в различных газетах и журналах.
Предложите ребёнку найти отличия (обычно от 5 до 10, обозначьте их
(например точкой, попросите ребёнка проговорить каждое отличие.
«Лабиринты»
Лабиринты тоже часто встречаются в журналах.
Предложите ребёнку взять карандаш и пройти весь лабиринт.
«Графические диктанты»
Возьмите тетрадь в крупную клетку. Предложите ребёнку нарисовать
"заборчик" под диктовку: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка
вниз, 1 клетка вправо и т. д. После двух повторов ребёнок может продолжать узор
самостоятельно. Под диктовку можно рисовать не только узоры, но и различные
предметы.
Это упражнение также поможет развить графические навыки и
пространственные представления.
Нарисуйте на листа формата А4 геометрические фигуры:
треугольники, квадраты, круги (фигуры должны быть небольшого размера, и их
должно быть много, можно рисовать цифры. Рисовать нужно в произвольном порядке
- вперемешку.
предложите ребёнку найти и зачеркнуть, например, только круги. Это
задание нужно выполнять за какой - то небольшой промежуток времени, например 1
минуту.
Начните уже сегодня
выполнять эти упражнения, и вы увидите, как эти несложные игры помогут вашему
ребёнку быть более внимательным и усидчивым.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.11.2025
Дата обновления: 06.11.2025
Дата публикации: 06.11.2025