Изо-студия Образовательная программа планирования организации дополнительной образовательной деятельности

Содержание
1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

7

3.

Календарный учебный график

8

4.

Рабочие программы по модулям

9

4.1.

«Нетрадиционные техники рисования»

10

4.2.

«Применение творческих способностей»

14

5.

Организационно-педагогические условия реализации программы

18

6.

Материально-техническое обеспечение программы

19

7.

Перечень используемой литературы

25

Приложение
Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста

2

31

1.

Пояснительная записка

На сегодняшний день в теории и практике дошкольного художественного образования особое внимание уделяется
методам развития детской художественной одаренности, в том числе и через интеграцию различных образовательных
дисциплин. При этом часто акцент ставится на инициации самостоятельного творческого поиска детей
(экспериментировании), применении нетрадиционных художественных техник, приобщению к мировому наследию.
Одна из первостепенных актуальных задач данной программы: это наметить путь художественного развития ребенка,
пристрастив его к самостоятельной изобразительной деятельности, облегчая его первые шаги в качестве художника
подбором удобных и интересных образцов через освоение культурного мирового наследия.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом
возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма,
овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
Программа рассчитана на четыре года обучения, реализуется в форме кружковой работы, кружок
«Нетрадиционные техники рисования и лепки» охватывает детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
В программе представлены различные разделы, но основными являются нетрадиционные техники рисования.
Содержание программы:
Методологической основой дополнительной образовательной программы является программа «Цветные
ладошки», автор Лыкова И.А.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. В первый блок входят разделы: рисование
пальчиками, оттиски печатками из картофеля, рисование ладошками. Во второй блок входит: отпечатки листьев,
рисование ватными палочками, волшебные веревочки, печать поролоном, восковые мелки+акварель, рисование
ладошками. Блок третий включает: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой,
монотипия, кляксография. Четвертый блок содержит: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование
коллажей, ниткопись, кляксография.

3

Игровой метод придает воспитательно-образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс
запоминания и усвоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления,
воображения и творческих способностей ребенка.
Объем программы – 2520 часов/2 года обучения, рассчитан на 36 недель в год, с недельной нагрузкой – 2 раза в
неделю. Форма организации занятий – групповая (по возрастам). Продолжительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут.
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного
образования.
Цель:
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую
деятельность.
Для достижения поставленной цели первостепенное значение имеют следующие задачи:
1. Развивающие:
− формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
− развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственной воображение;
− формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
− развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от
узнавания нового.
−развивать ручную умелость и мелкую моторику.
2. Образовательные:
− закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
− знакомить детей с разными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и
приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки, показывать детям широту их огромного
применения.
3. Воспитательные:
− воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
4

− воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию;
− развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии
педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его
культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им
нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Планируемые результаты освоения Программы:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые
представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
− ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность
в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и
др.;
− способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
− у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может
контролировать свои движения и управлять ими;
− используют цвет для создания различных образов;
− создают композиции на листах бумаги разной формы;
− передают настроение в творческой работе;
− используют разные приемы нетрадиционного рисования;
− развернуто комментируют свою творческую работу;
− плавно и ритмично изображают предметы;
− сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях;
− ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного
поведения и личной гигиены;
5

− знает правила безопасности на занятиях с предметами изобразительной деятельности и без предметов.

6

2. Учебный план
Второй год обучения

Первый год обучения (группа

(группа

3-4 года)
Наименование
модуля

«Нетрадиционные
техники
рисования»
«Применение
творческих
способностей»

всего

4-5 лет)

В неделю

В неделю
зан.

мин.

-

72

1080

160

72

1440

зан.

мин.

зан.

мин.

2

30

2

40

8

120

-

-

-

8

7

3. Календарный учебный график

Содержание

Группа
(с 3 лет до 4 лет)

Группа
(с 4 лет до 5 лет)

Количество возрастных групп

1

1

Начало учебного года

01 сентября 2020
г

01 сентября 2020 г

Окончание учебного года

31 мая 2021 года

31 мая 2021 года

Продолжительность учебного года всего, в том числе:

36

36

1-е полугодие

17

17

2-е полугодие

19

19

Продолжительность учебной недели

5

5

Всего в неделю

2

2

Объем в неделю

30 минут

40 минут

Сроки проведения педагогической диагностики

Вводная –
сентябрь

Вводная – сентябрь

Итоговая – май
Длительность непосредственно образовательной ситуации

8

15 минут

Итоговая – май
20минут

4. Рабочие программы по модулям
Пояснительная записка
Программа состоит из 2 модулей:
 «Нетрадиционные техники рисования»
 «Применение творческих способностей»
Отличительной особенностью программы является использование более тридцати нетрадиционных для
дошкольного образования художественных техник, способствующих развитию детской одаренности через следующие
этапы работы с детьми:
Первый этап - начальный, который направлен на обучение детей. Создание цельного художественного образа, используя
собственные пальчики, ладошки, а также техники: «тычка» жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и «печатку» из
картофеля.
Второй этап – средний, который направлен на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и
явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и другие.
Третий этап – направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественнографическим техникам (клясография, набрызг, тиснение, монотипия).

9

I.
Модуль «Нетрадиционные техники рисования»
Задачи первого года обучения:
 вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
 побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или
эмоционально значимо;
 создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и
оттенков.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Темы недели
Путешествие по цвету
Как гуляют краски
Осенние волшебные листья
Разноцветные дорожки красок
Осенние чудеса
Шарики
воздушные,
ветерку
послушные
Волшебство природы
Мой любимый дождик
Разноцветные морские животные
Теплая ладошка
Как прекрасен мир природы
Что слепили наши ручки
Волшебный чудо лес

10

Всего
часов
1
1
1
1
1

В том числе
Теория
Практика
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75

1

0,25

0,75

1
1
1
1
1
1
1

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Снеговики
Волшебные разноцветные пальчики
К детям елочка пришла
Веселый хоровод
Мы слепили это чудо
Зимняя сказка
Красивые свечи
Снегири на ветке
Что за дерево такое
Сказочная птица
К нам пришел Дед Мороз
Дед Мороз деткам елочку принес
Лепим елочные игрушки
Зажигаем новогодние огоньки
Краски новогоднего праздника
Мы ждем праздник
Новогодние игрушки
Снежинка
Снежные деревья
Где я живу
Цветные ладошки
Озорные котята
Я в волшебном еловом лесу
Кто живет в сказке

11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75

38 Морозные сказочные узоры
39 Живут в сказочном лесу
40 Красивые петушки для маленьких
детей
41 Кто живет в сказке
42 Весёлые животные у меня дома
43 Терем-теремок
44 Моя сказка
45 «Днем и ночью»
46 Звёздное небо и его чудеса
47 Папин день
48 Сказка
49 Букет для мамочки
50 Птицы прилетели весной
51 Здравствуй масленица
52 Тюльпан
53 Чудо игрушки – разноцветные
зверюшки
54 Волшебнее картинки
55 Ай да, игрушки (дымковкие)
56 Сосульки весной
57 Пасхальное яйцо
58 Колобок из сказки
59 Солнечные зайчики

12

1
1

0,25
0,25

0,75
0,75

1

0,25

0,75

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75

1

0,25

0,75

1
1
1
1
1
1

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75

60 Весеннее чудо
61 Первые листочки, первые цветочки
62 Воздушные цветные шарики
63 Первые подснежники
64 Мой сказочный цветочек
65 Солнышко улыбнулось дереву
66 Летнее небо и его красоты
67 Краски и радуга
68 Путешествие по цвету
69 Кто живет на лужайке
70 Вот лето пришло
71 Жучки и бабочки
72 Итоговое занятие
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
18

1 академический час соответствует 15 минутам занятия (в соответствии с СанПин).

13

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
54

II. Модуль «Применение творческих способностей»
Задачи второго года обучения:
 помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы
рисунков;
 постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и
навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний;
 способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим
(педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Темы недели
Осенние пейзажи
Веселый мухомор
Волшебные листочки
Что нам осень принесла
В нашем саду листопад
Я рисую осень
Пушистые животные
Дождь идет на улице
Фруктовая мозаика
Заколдованный лес
Кошка и котята
Дерево в снегу

14

В том числе
Теория
Практика
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75
0,25
0,75

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

В подводном мире
Вот поезд наш мчиться
Зимние узоры
Красивые свечи
Хвойный лес
Зимонька-зима
Превращение ладошки
Раз морозным вечерком
Портрет мамы
Елочка, елочка – зеленая иголочка
Какого цвета осень
Зимний пейзаж
Сказочный пингвин
Сделаем сами новогоднее оформление
Игрушки для елки
Сюрприз для гостей
Зимняя сказка
Рождественские вечера
Рождество
Мои смешинки
любимые рыбки
Лепим про то, как мы…
Птицы волшебного сада
Мы милашки, куклы-неваляшки

15

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75

37 Зимний пейзаж
38 Ванька-встанька
39 Разные-разные голубые,
красные,
синие, зеленые воздушные шары)
40 Самый смешной
41 Бабочки
42 Мои друзья
43 Волшебные цветы
44 Рисуем мультфильм
45 Подарок для папы
46 Ай да, игрушки (филимоновская)
47 Космический сон
48 Жили-были….
49 Портрет мамы
50 Наша выставка
51 Золотая рыбка
52 Мы – фантазеры
53 Сказочная птица
54 Сказочные птицы
55 Мы рисуем море
56 Певучая капель
57 Звездное небо
58 Закликаем весну
59 Волшебный цветок

16

1
1

0,25
0,25

0,75
0,75

1

0,25

0,75

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75

60 Первые подснежники
61 Бабочка красавица
62 Цветы небывалой красоты
63 Разноцветные матрёшки
64 Среди трав и цветов
65 Одуванчик вдруг расцвёл
66 Ай ручей, чей ты? Чей?
67 Звездное небо
68 Как просыпаются деревья
69 Все волшебное в зеркале
70 Разноцветная сказка
71 Вот и лето пришло
72 Итоговое занятие
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72

0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
18

1 академический час соответствует 20 минутам занятия (в соответствии с СанПин).

17

0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
0,75
54

Формы организации работы с детьми
Формы и режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность от 15 до 20 мин в
зависимости от возраста детей, в группе 5-12 человек.
Занятия по программе посещают дети по запросам родителей. Основной формой работы с детьми являются
тематические учебные занятия. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций,
настроить детей на работу.
Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую
информацию о теме и предмете знания.
Практическая часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку изучить материал в практическом плане.
Методы, используемые на занятиях:
 наглядный;
 практический;
 игровой;
 демонстрация процесса складывания (каждый шаг на инструкционной карте).

18

Перспективный план занятий для детей 3-4 лет
Месяц

Тема занятия
Путешествие по цвету

Сентябрь

Как гуляют краски
Осенние волшебные цветочки
Разноцветные дорожки красок
Осенние чудеса
Шарики воздушные, ветерку послушные
Волшебство природы

Программное содержание
Познакомить с чудесным свойством цвета преображать
окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.
Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать
цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или
тампоном при печати.
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя
нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство
композиции. Совершенствовать умение работать в различных
техниках.

Мой любимый дождик
Волшебство природы (рисование +
аппликация)

Октябрь

Волшебный чудо лес
Разноцветные морские животные
(нетрадиционное рисование +
аппликация)

Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои
впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в
создании образа.
Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки
разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять
умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать
аккуратность.

Теплая ладошка
Снеговик

19

Ноябрь

Как прекрасен мир природы (рисование +
аппликация)
К детям елочка пришла
Волшебная осьминожька (рисование
ладошками)
Волшебные разноцветные пальчики
Что слепили наши ручки
Волшебный хоровод (рисование +
аппликация)
Зимняя сказка
Сказочная птица
Волшебная разноцветная ручка
Красивые свечи
Снегири на ветке

К нам пришел Дед Мороз
Что за дерево такое

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ
природы в рисунках, использовать различные способы.
Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не
только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое
восприятие.
Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение.
Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов
изображения сказочного образа.
Формировать у детей обобщенное представление о птицах.
Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о
перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод
тычка.
Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования,
понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Декабрь

Мы слепили это чудо

Зажигаем новогодние огоньки (пятно,
штрих, линия)
Краски новогоднего праздника

Продолжать учить использовать выразительные средства графики
(пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка
на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как
гуашь.

20

Мы ждем праздник
Новогодние игрушки (рисование +
аппликация)
Снежные деревья
Снежинка

Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок
и кисти, но и с помощью аппликации.
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать
их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Лепим елочные игрушки

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных
техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Дед Мороз деткам елочку принес
(рисование + аппликация)

Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то
нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.
Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе
бумаги.
Учить рисовать животных, расширять знания о домашних
животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой
жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя
создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить
наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Озорные котята (техника тычка)

Январь

Где я живу

Живут в сказочном лесу
Кто живет в лесу

Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать
эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее
красоту.

21

Красивые петушки для маленьких детей
Цветные ладошки
Морозные сказочные узоры

Февраль

Волшебная чудо морская рыбка
Новогодняя елочка
Я в волшебном лесу
Моя сказка
Терем-теремок
Веселые животные у меня дома
Морозные сказочные узоры
Звездное небо и его чудеса

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать
их до определенного образа. Закреплять умение продумывать
расположение рисунка на листе. Развивать воображение и
творчество.
Развивать воображение и творчество.
Развивать самостоятельность, активность в поисках способов
изображения сказочного образа.
Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок
и кисти, но и с помощью аппликации.

Вызвать у детей желание передать в рисунке свои впечатления с
помощью доступных средств выразительности. Развивать
зрительное восприятие и творческое воображение. Продолжать
учить детей использовать в работах нетрадиционный метод
рисования - набрызг.

Сказка
Папин день

Март

Букет для мамочки
Тюльпан
Чудо игрушки – разноцветные зверюшки

Использовать краски, карандаши, фломастеры. Развивать
воображение, чувство композиции.
закрепить с детьми умение рисовать тычком по контуру, развивать
творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими
деталями.
учить оформлять обложку для книги сказок, закреплять графические
навыки и умения.
22

Здравствуй масленица
Ай да, игрушки (дымка)
Птицы прилетели весной
Волшебные картинки
Сосулька весной
Птицы прилетели весной
Весеннее чудо

Апрель

Пасхальное яйцо
Колобок из сказки
Солнечные зайчики

Первые подснежники

учить создавать образ используя смешения красок, набрызг и печать
по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с
помощью данных техник.
закреплять умение продумывать содержание рисунка, показывать
цветом «характер» (подобрать нужные цвета и
оттенки). Способ рисования - мятой бумагой. Рисование деревьев
способом «саксаул.

закреплять умение детей рисовать способом тычка, развивать
воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и
умение при дополнении рисунка.
преобразовывать геометрические фигуры в различные предметы, развивать умение составлять несложную композицию, воспитывать
желание порадовать подарком маму.
познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик),
-аккуратно закрашивать лист жидкой краской.
-развивать творческое воображение,
-воспитывать интерес к рисованию.
учить рисовать разные по длине и толщине сосульки, - передавать
капель ритмичными мазками,

23

Первые листочки, первые цветочки

-закреплять умение анализировать,
-развивать речь и мышление, воспитывать позитивное отношение к
окружающему миру.

Воздушные цветные шарики
Мой сказочный цветочек

закреплять умение рисовать округлые предметы красками и
аккуратно закрашивать их, -побуждать эмоционально откликаться
на сказку, -воспитывать доброту.

Путешествие по цвету

закреплять умение рисовать цветок способом примакивания,
-проводить кистью линии в различных сочетаниях, -развивать
чувство цвета, -воспитывать любовь к природе.
Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные,
любят воду), техникой рисования по-мокрому, знакомить с новыми
оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес
и положительное отношение к рисованию.

Летнее небо и его красоты

Май

Солнышко улыбнулось дереву
Краски и радуга
Кто живет на лужайке
Вот и лето пришло
Жуки и бабочки
Итоговое занятие

Закреплять рисование округлых форм слитным движением кисти.
Продолжать учить правильно, держать кисть, по окончании работы
промывать кисть в воде и сушить её о салфетку. Закреплять знание
основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). Воспитывать у
детей доброе отношение к игрушкам, желание нарисовать для них
мячики.

24

Перспективный план занятий для детей 4 -5 лет

Месяц
Сентябрь

Тема занятия
Осенние пейзажи (рисование по сырому)

Я рисую осень
Веселый мухомор
Волшебные листочки
Что нам осень принесла
В нашем саду листопад
Дождь идет на улице
Пушистые животные (тычок жесткой
кистью)
Октябрь

Фруктовая мозаика (восковые мелки,
акварель)
Красивые свечи

Программное содержание
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя
различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать
чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных
техниках.
Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать
световосприятие
Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при
печати.
Учить детей рисовать кисточкой способом «примакивания», меняя
цвет краски, закреплять умение правильно держать кисть, набирать
краску на ворс, промывать кисть. развивать умение различать и
называть цвета.
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных
техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке
облик животных. Развивать чувство композиции.
Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять
форму, величину, цвет и расположение различных частей,
отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном
закрашивании изображений восковыми мелками, создании
созвучного тона с помощью акварели.

25

Кошка и котята

В подводном мире (рисование ладошкой,
восков. мелками и акварелью)

Вот поезд наш мчится
Зимние узоры (граттаж)
Дерево в снегу

Ноябрь

Заколдованный лес
Какого цвета осень
Зимний лес (тычкование)
Хвойный лес
Зимонька-зима
Раз морозным вечерком

Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться
в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др.
Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить
композицию, используя различные материалы для создания
выразительности образа.
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной
технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить
превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные
водоросли.
Развивать воображение, чувство композиции.
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чернобелого граттажа. Упражнять в использовании таких средств
выразительности, как линия, штрих.
Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции.
учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий,
создавать композицию,
развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

Зимний пейзаж
Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их
до определенного образа. Развивать воображение, творчество.

Елочка, елочка – зеленая иголочка

26

Портрет мамы

Декабрь

Сделаем сами новогоднее оформление
Сказочный пингвин
Игрушки для елки
Волшебные краски
Рождественские вечера
Рождество

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение
изображать лицо человека, пользуясь различными приемами
рисования сангиной, графически выразительными средствами.
Развивать чувство композиции.
познакомить с техникой рисования восковыми мелками, закреплять
умение аккуратно закрашивать лист акварелью, воспитывать
эстетическое восприятие.
Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования,
понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.
Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные,
любят воду), техникой рисования по-мокрому,
знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение,
воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

Мои смешинки
Зимняя сказка
Сюрприз для гостей

Январь

Мои любимые рыбки (восковые мелки,
акварель)
Птицы волшебного сада

Закреплять умение рисовать предметы округлой формы, прямые и
волнистые линии,
-развивать воображение, память,
продолжать учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью
внутри контура, -развивать умение слушать потешку и имитировать
движения зайца по ходу текста, -воспитывать любовь к родной
природе.
Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели.
Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать
цветоведение.
Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи.

27

Ванька-встанька

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Зимний пейзаж

Закреплять умение составлять пейзаж, анализировать его
составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными
палочками. Развивать чувство композиции.
закреплять умение рисовать предметы округлой формы, прямые и
волнистые линии,
-развивать воображение, память,
-создать праздничное настроение

Разные-разные голубые, красные, синие,
зеленые воздушные шары)

Февраль

Самый смешной
Мы милашки, куклы-неваляшки
Лепим про то, как мы….
Бабочки (монотипия)
Волшебные цветы
Рисуем мультфильм
Жили-были…
Подарок для папы
Ай да, игрушки

Март

Космический сон.
Певучая капель

Познакомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией.
Развивать пространственное мышление.
Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные
приемы работы. Развивать воображение, чувство ритма,
световосприятие.
Учить детей правильно наносить, краску на свою работы, учить
правильно, сочетать цветовую гамму.
Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение
выбирать самостоятельно технику и цвет.
Создание космических пейзажей, образа звездного неба, используя
смешения красок и набрызг.

28

Портрет мамы

Какого цвета весна
Мы рисуем море
Золотая рыбка
Мы фантазеры

Продолжить с жанром изобразительного искусства – портретом
передача особенностей внешнего вида, настроения характера,
конкретного человека мамы, используя для реализации замысла
восковые мелки.
Активизировать технические навыки работы с гуашью и акварелью,
используя нетрадиционные приемы в рисовании
закрепить с детьми умение рисовать тычком по контуру, развивать
творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими
деталями.
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – воздухом через
трубочку. Закреплять умение размазывать пластилин по
поверхности деталей, начиная с контура. Развивать творческие
способности.

Сказочная птица
Апрель

Закликаем весну
Звездное небо
Волшебный цветок

Сказочная птица
Бабочка красавица

Заинтересовать детей выполнением оригинальной аппликации в
подарок маме. Побуждать проявлять больше самостоятельности при
подборе цветов салфеток, добавлять свои детали к уже имеющейся
розе (сердечко, имя мамы и т. д.). Развивать мелкую моторику рук.

Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания,
используя разнообразные способы прикрепления материала на фон,
для получения объемной аппликации.

Разноцветные матрешки

29

Цветы небывалой красоты

Среды трав и цветов

Первые подснежники

Северное сияние
Май

Звездное небо
Одуванчик вдруг расцвел
Ай ручей, чей ты? Чей?
Бабочка красавица
Все волшебное в зеркале
Как просыпаются деревья
Разноцветная сказка
Вот и лето пришло
Итоговое занятие

Упражнять детей технике рисования ладошкой, пальцем, тычком.
Обогатить творческий опыт путем совмещения нескольких средств
изображения. Развивать воображение, желание создать композиции,
дополнить ее деталями.
Способствовать возникновению у детей чувства радости от
полученного результата.
Воспитывать целеустремленность, самостоятельность.

Воплощение творческого замысла посредствам выполнения работы
в нетрадиционной технике.
Обучение детей нетрадиционной технике рисования.
Самостоятельный выбор рисунка.
Учить работать аккуратно, соблюдать порядок на рабочем
Развивать художественный вкус, фантазию и воображение.
Развивать координацию движений и мелкую моторику рук.

Расширять знания о временах года, развивать эстетическое
восприятие.

30

4. Организационно - педагогические условия реализации программы
Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных направлений педагогического влияния
на детей и взрослых и организация их совместной деятельности. Мы определили педагогические условия,
обеспечивающие успешность процесса социально-педагогической адаптации к современному социуму детей в процессе
реализации программы дополнительного образования. К ним мы отнесли: субъект-субъектные отношения педагога и
ребенка; вариативность образования; создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка; личное участие в
мероприятиях программы; создание развивающей среды.
Организационные условия представляют совокупность взаимосвязанных функций, обеспечивающих
целенаправленное управление процессом реализации программы: обеспечение повышения квалификации педагогов;
интеграция основного и дополнительного образования, формирование готовности у воспитанников к активной
самостоятельной деятельности; обеспечение образовательного процесса методической литературой, образовательными
программами; педагогический мониторинг; обеспечение творческой интеллектуальной деятельности участников
образовательного процесса.
Система организационных условий направлена на планирование, организацию,
координацию, регулирование и контроль за реализацией программы.
Программой дополнительного образования предусмотрены следующие формы занятий: групповые, подгрупповые и
индивидуальные.
Занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность занятий соответствует возрасту детей: 3-4 года – 15 минут; 4-5 лет
– 20 минут.
Программа дополнительного образования по нетрадиционным приемам рисования и лепки строится на следующих
принципах:
− постепенность в развитии природных способностей детей;
− строгая последовательность в овладении техническими приемами;
− систематичность и регулярность занятий;
− целенаправленность учебного процесса.
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:

31

− организация воспитательно-развивающей среды на основе проведения различных форм занятий: групповые,
подгрупповые, индивидуальные;
− создание ситуаций переживания успеха посредством участия детей в выставочной деятельности;
− создание информационной среды различными средствами (беседы, игры).
Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных особенностей и физических
возможностей детей. Занятие предполагает постепенное увеличение нагрузки на организм ребёнка и сопровождается
объяснением, показом, самостоятельной работой, анализом.

32

5. Материально-техническое обеспечение программы
Музыкально-спортивный зал оснащен материалами и оборудованием для полноценного развития детей в разных
образовательных областях.
Материально-техническое обеспечение предметной среды в музыкально-спортивном зале включает:
−
−
−
−
−
−

Разноуровневые столы – 8 шт.
Стулья детские – 32 шт.
Демонстрационный материал (картины, иллюстрации, плакаты)
музыкальный центр – 1 шт.
комплект компакт-дисков с музыкальными произведениями – 10 шт.
шкаф для пособий, игрушек, атрибутов – 1 шт.

33

6. Перечень используемой литературы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. –
Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ
«Сфера», 2000. – 80с.
Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для
воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. –
192с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем
окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

34

Приложение 1
Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста
Система оценивания уровня усвоения программы.
Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая
— при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Анализ продуктов деятельности
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В
последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной
деятельностью по разным направлениям.
В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделили две группы
показателей: «а» и «б»:
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы
занятия.
2. Передача формы:
 форма передана точно;
 есть незначительные искажения;
 искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
 части расположены верно;
 есть незначительные искажения;
 части предмета расположёны неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:

35

 пропорции предмета соблюдаются;
 есть незначительные искажения;
 пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы
показателей):
а) расположение изображений на листе:
 по всему листу;
 на полосе листа;
 не продумана, носит случайный характер.
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
 соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
 есть незначительные искажения;
 пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
 движение передано достаточно четко;
 движение передано неопределенно, неумело;
 изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или вытекает из темы
занятия.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета
предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с
цветом):
а) цветовое решение изображения:
 передан реальный цвет предметов;
 есть отступления от реальной окраски;
36

 цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
 многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике
изображаемого;
 преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
 безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот
критерий включает следующие группы показателей):
а) характер линии:
 слитная;
 линия прерывистая;
 дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
 средний;
 сильный, энергичный (иногда бумагу);
 слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
 мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
 крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
 беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
 ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
 ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
 ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
37

2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики
отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
 адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
 эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике
— сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
 безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
 адекватна;
 неадекватна (завышенная, заниженная);
 отсутствует;
в)
эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
 к предложенному заданию;
 к процессу деятельности;
 к продукту собственной деятельности.
З. Уровень самостоятельности:
 выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
 требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
 необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не
обращается.
4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

38

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а
качественный характер и дается в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й
— 3 балла, 2-й —2 балла, 3-й — 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов,
которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать
детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.
Таблица № 1
Сводная таблица оценок по каждому критерию и показателю
Имя
Передача
Форма Строение Пропорции Композиция
№ п/п ребенка
движения

Цвет

Общее
количество
баллов

1
Итого:

Таблица № 2
Анализ детских работ

Имя
ребен

Самостоятельн
ость в выборе
изобразительн

Создание
новых
комбинац

Увлеченно
сть и
интерес к

Творческо
е
применен

Соответствие
детской
работы

39

Оригинальн
ость
выполнения

ка

ых материалов

ий из
основных
элементо
в

деятельнос
ие
ти
различной
техники
изображе
ния и
материало
в

основным
художествен
ным
требованиям

замысла

Таблица № 3
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»

40

Метод тычка

Набрызг

с
трубочк
ой

Кляксография

с ниткой

Пальчиковая
живопись

Пейзажн
ая

Предмет
ная

Монотипия

Мятая
бумага

Поролон

Оттиск

Печатки
из
листика

Имя ребенка

(нетрадиционные техники рисования)

Приложение № 1.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего
животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе
кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация
фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый
пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки
(с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После
работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

41

Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной
картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик.
Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого
бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,
пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на
бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,
пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на
бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

42

Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона,
пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск
на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист
акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или
несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину
изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не
высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также
складывая лист после рисования нескольких украшений.
43

Черно-белый граттаж.
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло
(примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными
концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него
наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После
высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для
напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая
небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.
При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над
бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
44

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его
окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно
дорисовать кистью.
Тиснение.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса,
монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много
одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок
подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии
рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж.
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча,
широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист
закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее
возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

45

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на
другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели
высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после
того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также
можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она
накрывается
влажным
листом
бумаги.
Пейзаж
получается
размытым.

46

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».